Американская история ужасов (6 сезон) (American Horror Story), 2016, Райан Мерфи

Ив Мольер о шестом сезоне «Американской истории ужасов».

Минуло пять сезонов. Леди Гага и Денис О’Харэ забрали свои заслуженные награды, эпатаж «Отеля» понемногу отступил от горла напичканного им телезрителя, а создатели принялись интриговать новой задумкой. Улицы Лос-Анджелеса заполонили билдборды с уродливыми существами, ползущими по рельсам, водяным, утягивающим девушку под воду, монахинями с ожерельями из человеческих зубов и кукурузными полями под мрачным небом. О чём будет сезон – хранилось в строжайшем секрете. Каждый новый тизер, казалось, полностью копировал уже существующий хоррор – от «Аннабель» с монструозной куклой до «Знаков» с кукурузным полем и пришельцами. Вилы, оставляющие глубокие следы на полу («Безумцы»), бесформенные создания с извращенной пластикой («Сайлент Хилл»), мокрые черные волосы («Звонок» seu любой азиатский фильм ужасов про маленькую мертвую девочку). Вся эта фантасмагория сопровождалась детской заунывной песенкой. Фанаты кусали локти, скептики мрачно фыркали, зная, что от петуха павлина не родится, а «Американская история ужасов» в очередной раз без тени стеснения ворвалась на большой экран в неглиже.

shestoj-sezon-retsenziya

«Американская история ужасов (6 сезон)», рецензия

Оказалось, как у Шекспира. Вокруг темы шестого сезона было много шума из ничего. По факту это модная, но простая псевдодокументалистика в её лучших традициях, когда улыбчивая девушка рассказывает на камеру свою историю, сопровождая её трогательным «не знаю, как мы выжили», а исполняющая её роль актриса бодро визжит на экране. По сравнению с архисложностью «Отеля» и изысканностью «Фрик-шоу», шестой сезон заметно поблек, опустившись до истинного минимализма – поле, дом, пустые комнаты, интервью «пострадавших» вперемешку с воссозданными событиями. Пошло ли это на пользу сериалу (или же старый формат был лучше) пока что говорить рано. В выдержанной бледно-оливковой гамме с зрителем знакомится очаровательная семейная пара, вышедшая из песни Майкла Джексона «Black or White». Намеренно (или нет?) банальный сюжет о необходимости переезда из большого шумного города в тихое захолустье, в дом, который страдает подозрительной дешевизной и угрюмыми соседями, едва ли не в первом же кадре появляющимися с маньяческими лицами. К чему в сериале очередной дом «с сюрпризом»? Создатели обещают, что эта история объединит пять предыдущих под теплым крылышком ужаса. Искать параллели можно уже сейчас.

Нельзя не подметить и тот факт, что шестой сезон (как бы иронично это не звучало) – первый, который в прямом смысле трактует слово «ужасы». Если до этого сериал стремился напугать зрителя нестандартно, сквозь гротеск и чистый социальный ужас, то теперь «АИУ» дожила до формы обычного хоррора.

Ход с «историей, основанных на реальных событиях» — это оправданный риск для тех, кто пьёт шампанское. С одной стороны, этим сейчас грешит каждый второй полнометражный фильм ужасов, в особенности из мастерской Джеймса Вана, который вечно стремится представить миру самых настоящих экстрасенсов, борющихся с самым натуральным дьяволом без ГМО, регистрации и смс. С другой – киноиндустрия нашла ту золотую середину (по совместительству, золотую жилу) данного формата. А если есть прекрасная рабочая телега, зачем изобретать велосипед? Суповой набор персонажей до того прост, что даже приятен. Списанные с Кинга, поломанные в определенный момент жизни, зацикленные на мелких деталях, чтобы отвлечь зрителя от общей простоты, они не могут не очаровать. Железная леди – бывший коп, которая борется с алкоголизмом и несправедливостью, чувствительная инструктор йоги и её консервативно-правильный муж: после пилотной серии это все герои, о которых мы можем говорить. Если не считать, конечно, странных людей, периодически наведывающихся в проклятый дом, чтобы декорировать его сатанинской символикой и усложнять жизнь хозяйки.

Нельзя не подметить и тот факт, что шестой сезон (как бы иронично это не звучало) – первый, который в прямом смысле слова трактует слово «ужасы». Если до этого сериал стремился напугать зрителя нестандартно, сквозь гротеск и чистый социальный ужас, то теперь «АИУ» дожила до формы обычного хоррора. Может быть, и впрямь пора. Сказать наверняка будет можно, когда аудитория увидит все обещанные серии. А пока что зарубите себе на носу – даже в самом преступном районе большого города безопаснее, чем в доме, на который проливаются ливни из человеческих зубов.