Топов по антивоенным фильмам огромное множество, но все они, как правило, перекликаются друг с другом. Мы не будем советовать культовые вещи вроде «Великого диктатора» Чарли Чаплина или «Цельнометаллической оболочки» Кубрика (хотя уже их упомянули), которые, понятное дело, не покажут в праздничный день по телевидению, но вспомним любопытные и штучные полотна для тех, кто на дух не переносит кино о войне. Ведь любой хороший фильм о войне – это антивоенный фильм.

«Оружейный барон» (Lord of War), 2005, реж. Эндрю Никкол

Единственный современный художественный фильм о контейнерной логистике (за исключением «Рейкьявик-Роттердам» ), когда у Николаса Кейджа еще были бакенбарды. Калейдоскопический «Барон» утрирован и местами похож на клип с Джаредом Лето, но в нем как нельзя лучше доносится идея, что простые люди воюют за мнимые идеалы и кровавые деньги сильных мира сего.

 

«Уловка 22» (Catch-22), 1970, реж. Майк Николс

Своеобразная предтеча о коммерческом аспекте ведения вооруженных конфликтов. Читавшие книгу уникумы признают, что экранизация не до конца передает абсурдную атмосферу первоисточника. Но в целом карты легли хорошо – настроение задают мозговыносящие диалоги и трагикомические ситуации, что только подчеркивается точеной и размашистой постановкой режиссера. Орсон Уэллс во второстепенной роли генерала-толстопуза.

 

«Когда молчат фанфары» (When Trumpets Fade), 1998, реж Джон Ирвин

Компактный телевизионный фильм, по уровню драматургии способный потягаться с большими братьями. Главный герой, обычный рядовой на фронте, «воюет» так, чтобы обязательно вернуться домой живым. И почему-то при всей антипатии к его поступкам и поведению, к нему проникаешься только симпатией.

 

«Военные потери» (Casualties of War), 1989, реж. Брайан Де Пальма

В «Военных потерях» есть все, за что мы любим Брайана Де Пальму и его побратима Оливера Стоуна: закатные джунгли, отборная жестокость и кумир эпохи Майкл Джей Фокс с однозарядным гранатометом. В ряду восьмидесятнической ностальгии по войне во Вьетнаме данную работу принято подзабывать, но все же она куда больше о простейшей человечности, сложной для кого-то, чем о стрельбе по азиатам и наркотическом, эскапическом трипе.

 

«Маски-Шоу в армии», 1993, реж. Георгий Делиев

Есть множество смешных комедий на схожую тематику, но в свое время на территории постсоветского пространства «Маски» произвели эффект разорвавшейся бомбы, а пара эпизодов про армию – их безусловный успех, который смотрится с улыбкой даже сейчас, несмотря на не самый популярный немой жанр с элементами пантомимы. Кому-то боец с пробитой снарядом головой до сих пор является в кошмарах.

 

«Танк» (Tank), 1984, реж. Марвин Дж. Чомски

Показательная фигура отца в детстве и мужское воспитание – по сути, подготовка к армейской, то есть взрослой жизни в том или ином смысле. Его идеализированный образ – в первую очередь защитник, а не агрессор. В «Танке», уж будьте уверены, мы в надежной защите даже от недобропорядочных правоохранительных органов и там уже где-то недалеко и от собственного государства.

 

«Объединенная зона безопасности» (Gongdonggyeongbiguyeok JSA), 2000, реж. Пак Чхан-ук

«Зона контроля» – фильм в рамках корейского этноса фундаментальный и памятный. История про уютный блокпост на границе между КНДР и Республикой Кореей, полная человеческого тепла и горьких слез. В какой-то момент драма выходит на надрывный для нашего менталитета уровень, но это ни в коем случае не умаляет достоинства произведения.

 

«Кукушка», 2002, реж. Александр Рогожкин

У питерского режиссера Александра Рогожкина война не ушла далеко, а осталась где-то на севере за Финским заливом. Что немаловажно, война не глобальная, а, скорее, локальная. Война предубеждений, взаимной ненависти и навязываемых идеологий, хотя в сухом остатке мы просто люди.

 

«Черная книга» (Zwartboek), 2006, реж. Пол Верховен

В этом году Кончаловский презентовал свой фильм «Рай» не столько о немецком концлагере или военнопленных, сколько об одном добропорядочном немце. Десять лет назад Пол Верховен высказался по теме в свойственном ему ключе, с запредельным эротизмом и голливудским размахом, удачно подчеркнув значение сильной женщины в нашем злом мире.

 

«Живой», 2006, реж. Александр Велединский

В самом коммерческом фильме Алексея Балабанова «Брат 2» герои упоминают эхо войны полувековой давности, будучи отголоском уже другой войны – в Чечне. Искалеченные судьбы, потраченное здоровье и жизни, спущенные в унитаз. И больше всего они молодые ветераны не понимают – то ли это они принесли пустоту войны с собой, то ли сами воевали ни за что.