Анастасия Плохотина рассказывает о монстрах из азиатского кинематографа

Познавая мир, человек соприкасается не только с прекрасными его гранями, но и заглядывает за склизкую завесу ужаса. Средневековая Европа опиралась на бестиарии, Древняя Россия на «Физиолога», современная же культура выбрала своим оплотом паутину городских легенд и околонаучных баек. Уподобляя увиденных тварей Христу или Дьяволу, описывая их, как самостоятельный, существующий вид или как страшную сказку, вдохновлённый ум создавал принципиально новую ветвь мифологии – с ядовитыми шипами.

Однако особенная ниша в этом культурном слое у азиатских народов, чьё представление о мире зиждется на гораздо более извращенных и чуждых нашему менталитету образах, а главное – на более пугающих. И на сегодняшнюю встречу приглашены омерзительнейшие из них.

Понтианак

Perempuan mati beranak – женщина, которая умерла во время родов, а по совместительству самый популярный призрак в сознании малазийцев. Мертвенно-бледная, с длинными черными волосами, Понтианак охотится за своими жертвами, чтобы насладиться их кровью. Она обзавелась длинными острыми когтями и выпирающими из пасти мощными клыками, чтобы разрывать живот жертвы и высасывать кровь, как сок из дольки грейпфрута. В «Малайской магии» говорится о том, что каждой умершей при родах женщине надлежит в рот положить стеклянную бусину, куриные яйца подмышки, а в ладони – иглы. В таком случае несчастная не обратится в вампира. Распознать же приближение нечисти можно по звуку шелестящего ветра, который Понтианак издает, рассекая воздух. Летит она всегда лицом, обращённым к небу, а длинными волосами и одеждами задевает крыши домов. Чтобы одолеть злого духа, в её затылок необходимо вбить гвоздь. Тогда вампир приобретает образ изумительно красивой и покорной женщины и может даже стать примерной женой и матерью. Пока кто-нибудь случайно не вытащит этот гвоздь, и понтианак не освободится вновь.

В Малазийской культуре фильмы о Понтианак начали снимать ещё в 60-х, однако наибольшей известности достигли «Черная ворона» 1937,  «Дьявольский глаз»  1938, «Черная маска» 1937, «Дьявольская маска» 1938, «Дьявольское наследие» 1984. Кроме того, известная всем американская хоррор-стори «Ведьма из Блэр» — первично именно понтианак-проект, модернизированный под современное видение.

Джименкен

«Псы с человеческими лицами» — так их называют в Японии. Этой городской легенде уже более сотни лет, однако пика своей популярности она достигла в девяностые, когда японские полицейские вынуждены были отправляться на однотипные вызовы: «Меня атакует собака с лицом!». Согласно поверьям, джименкены бродят по городу в ночное время, копаясь в мусорных баках или кидаясь на проезжающие машины, чтобы испугать своих жертв. Первоначально было решено, что эти монстры – души людей, погибших в катастрофе, которые не могут найти покой. Однако вскоре родилась ещё одна городская легенда о таинственных подпольных лабораториях, в которых коварные японские ученые выводили гибрид собаки и человека. Это буквально взбудоражило умы местного населения, и некоторый период времени факт существования джименкенов проверялся, а саму нечисть официально заносили в протоколы расследования. Встретить такого монстра – дурной знак, вероятнее всего, предвестие близкой смерти.

Несмотря на то, что джименкены – детища сугубо азиатской культуры, невероятную популярность они обрели и европейском кинематографе. Зверь этот появляется в «Нерожденном» 2009, чтобы предупредить главную героиню о приближающейся смерти. Джименкен же становится прототипом главного монстра в известной хоррор-короткометражке «Кот с человеческим лицом».

Мананангал

“Mananangal” с тагальского переводится как «раздвоенный». Это создание обитает на Филиппинах, заставляя местных жителей воздерживаться от прогулок по ночам. Мананангалы – гермафродиты, питающиеся человеческой кровью. В сумерках они выпускают из плеч перепончатые крылья, «разрывают» своё тело пополам, оставляя кишечник болтаться в воздухе и разбрызгивать кровь и фекалии, а сами отправляются на охоту. Найдя спящую жертву, мананангалы выпускают изо рта длинный хоботок, чтобы сосать кровь. По легендам, располовиненные твари особенно любят питаться беременными женщинами. Чтобы убить такого вампира, необходимо найти нижнюю часть его тела и присыпать пеплом, либо пригрозить серебряным кинжалом.

Учитывая фантастическую мерзость этой твари, первый хоррор, снятый в Филиппинах, был посвящен именно ей: «Мананангал» 1927 – немое черно-белое кино, концентрирующееся не на сюжете, а на облике вампира. В более современном облике вампир предстает в филиппинском сериале ужасов «Элементо», а в европейской культуре находит отражение в псевдодокументальном фильме «З/Л/О» 2012 года.

Кутисакэ-онна

Кутисакэ – молодая японка и, по совместительству, героиня одной из самых жестоких местных легенд. По слухам, она была столь обворожительна, что ревнивый муж решил изуродовать её, разрезав рот ножницами. Женщина погибла, но в мир живых вернулась, уже в образе злого духа с длинными черными волосами, в закрытом пальто и с белой хирургической маской на лице. Кутисакэ-онна охотится за своими жертвами, вооружившись, конечно, ножницами, а прежде чем напасть, задаёт вопрос: «Я красива?». Чтобы выжить, нужно запутать демона. Например, ответить вопросом на вопрос – «А я красивая?». Или использовать нейтральные слова, вроде «возможно», «не знаю», «средняя». Впрочем, гарантии, что после этого ваш рот не окажется разрезанным, нет.

Как и большинство городских легенд, эта повергла население в состояние паники. Во многих японских школах вводили особый режим, рекомендуя ученикам передвигаться только группами или в сопровождении взрослых, а охранники патрулировали территорию и осматривали всех женщин в масках. В 80-х полиция Японии едва справлялась с натиском заявлений об убийстве ребенка, в котором упорно обвиняли Кутисакэ-онна. А уже в 2007 году один из заинтересовавшихся темой следователей обнаружил старое дело 1970 года, в котором были приведены все необходимые доказательства. По материалам, некая женщина гналась за детьми, чтобы убить их, но её сбила машина. Судмедэксперты обнаружили, что её рот был разрезан от уха до уха.

В Японии сняли, по меньшей мере, 3 одноименных фильма в 2007, 2008 и 2012 годах. Кроме того, женщина с разрезанным ртом – героиня одного из выпусков сериала «Константин».

Кумакаток

С филиппинского наречия это слово переводится, как «стучащиеся в дверь». Кумакаток – троица в черных плащах, которая появляется в ночи и стучит в дверь. Подобный инцидент – дурное знамение, сразу за ним следует смерть или тяжелая болезнь. Хотя никто и никогда не видел их лиц, филиппинцы склонны считать, что это молодая женщина и двое сопровождающих её стариков. Прогнать злых духов или не подпустить их вовсе можно, нарисовав белый крест на двери.

Большинство узнает в этой страшной легенде сюжет знаменитого «Таинственного леса» М.найта Шьямалана. И верно – чудища, приходящие из леса, являются прообразами кумакаток.

Дзикининки

Это злые духи, питающиеся человеческими телами, аналоги вендиго. Их также называют «голодными духами», которые страдают за грехи из прошлой жизни, занимаясь теперь людоедством. По легенде, первым с этим монстром столкнулся Мусо Кокуси, буддистский священник, который остановился в горах на ночлег. В эту же ночь в доме, где его приютили, погиб старейшина. Жители покинули свою обитель на ночь, боясь прихода злых духов, а Мусо остался. И, в действительности, увидел дзикининка, уродливого монстра, пожирающего плоть.

Увидеть его своего глазами можно в картине «Людоед» 1999 года, а также в «Мертвых птицах» 2004, где многочисленные твари, населяющие поместье, созданы по образу и подобию дзикининка.