Дмитрий Котов вспоминает фильмы, в которых солирует один актер

Довольно часто мы наблюдаем, как один-единственный артист «вывозит» на себе весь фильм. Иногда за счет собственной харизмы, иногда за счет недостатка таланта у партнеров, иногда по совокупности этих факторов, как Джек Николсон в «Сиянии». Лента может быть снята как моноспектакль: еще полвека назад ловил овации неподражаемый Аркадий Райкин, меняющий маски и образы с деликатным изяществом, потом сказывал про Федота-стрельца Леонид Филатов, теперь на сцену выходит Евгений Гришковец, тоже не ускользнувший от взгляда кинокамеры. Что говорить, в наше время обрел невиданную популярность жанр, который сделал значимость актера на сцене абсолютной, — стенд-ап. Эдди Мёрфи, Луис С. К., Джимми Карр, Дилан Моран и даже Павел Воля преуспели на этом поприще.

В нашей подборке не будем впадать в крайности. Несмотря на заявленную тему, постараемся отметить те фильмы, которые продолжают жить в первую очередь по законам большого кино, а не театра одного актера. Примечательных и действительно стоящих картин, где лишь один герой освещен прожектором зрительского внимания, а остальные либо отнесены глубоко на задний план, либо и вовсе отсутствуют, не так много, как может показаться на первый взгляд.

Уникальный случай, когда фильм имеет 17 продюсеров и всего одну фамилию в списке каста. Более полутора часов мы наблюдаем, как немолодой, но еще сохраняющий неплохую физическую форму, загорелый Роберт Редфорд сталкивается с буйством стихии во время путешествия на яхте в Индийском океане. Безмолвно, методично и планомерно мужчина делает все, чтобы спасти себе жизнь. Если вы не любитель морских прогулок, возможно, вам станет скучно и захочется вздремнуть под шум океана. Однако кино Джея Си Чендора можно воспринимать и как сборник ребусов: без комментариев и пояснений не всегда сразу ясно, что же задумал находчивый яхтсмен.

Читайте также: рецензия Антона Фомочкина

Весь фильм Стивена Найта мы проведем в автомобиле. Герой Тома Харди — успешный руководитель строительства Айван Лок — мчится по шоссе на своем «БМВ», пытаясь заочно решить внезапные проблемы с работой и предотвратить наметившийся крах ячейки общества. На самом деле, не мчится, а откровенно «тошнит», ведь если бы он ехал слишком быстро, мы бы не узнали, как семейная и человеческая драма может быть разыграна по телефону, поочередно с каждым из собеседников. Нельзя сказать, что Харди показывает всю «гамму эмоций», зато в ходе поездки мы успеем посочувствовать запутавшемуся мужчине, подумаем о том, может ли супружеская измена быть оправдана благими побуждениями, и станем немножко специалистами по бетону.

Как и Лок, Артур все свои дела привык решать по телефону. В картине Алексея Красовского он прогуливается по своему стильно обставленному офису, присаживается на пол, мается ерундой, в то время как неотвратимо решается его судьба на скользкой дорожке между работодателями и «клиентами». Он ничего не боится, ведь он — коллектор, его работа — доводить людей до отчаянья и выбивать деньги. Хабенский, созревший за последние годы до действительно выдающейся актерской величины, покажет в красках, что бывает, когда твое же оружие оборачивается против тебя.

Читайте также: рецензия Сергея Феофанова

Драма Юлиана Пельслера — философское фэнтези о том, что случится с человеком, полностью отрезанным от людей и окружающего мира физически и пространственно. Женщина становится узницей в чужом загородном доме в живописном горном местечке, куда приехала погостить. После того как хозяева — пожилая супружеская пара — уезжают, она обнаруживает, что местность вокруг дома со всех сторон окружена невидимой, но непроницаемой стеной. На этом пятачке альпийского рая, ставшего тюрьмой, она остается совсем одна, не считая домашнего пса, коровы и пушистых котят. В актерской работе Мартины Гедек путь самопознания параллелен одичанию и накатывающему безумству.

Конечно, нельзя не упомянуть красавчика Клуни, который активно привлекает внимание зрителя в начале захватывающего космического аттракциона Альфонсо Куарона. Однако душещипательная драма о человеке, потерянном на бесконечных просторах Вселенной, набирает обороты, разворачиваясь вокруг личности доктора Райан Стоун, блестящего специалиста в области медицинского инжиниринга. Героиня Сандры Буллок должна справиться со страхом и волнением, чтобы не потерять последние шансы на спасение. Актерский талант внутри скафандра демонстрировать не так-то просто, но под чутким руководством опытного режиссера нет ничего невозможного.

Читайте также: рецензия Антона Фомочкина, рецензия Добрыни Никитича

Пожалуй, самый известный в этом списке и многими любимый фильм. Приключенческую драму Роберта Земекиса о сотруднике «Федерал Экспресс», попавшем на необитаемый остров после авиакатастрофы, стоит посмотреть ради одной из лучших ролей Тома Хэнкса и пересмотреть, чтобы снова пережить незабываемые и трогательные моменты, один из которых — тот самый, с Уилсоном — достоин отдельной ниши в истории кинематографа.

Бенефис Сэма Рокуэлла, которого многие помнят по роли Дикого Билла в «Зеленой миле», — пожалуй, один из самых пронзительных, тонких и эстетичных фильмов об одиночестве. Лунная история Дункана Джонса расскажет о Сэме (актер играет своего тезку), вынужденном три года следить за станцией по добыче редкого газа в полном одиночестве. Среди «развлечений» — бескрайняя каменная пустыня, робот ГЕРТИ и тоска по дому. «Луна 2112» — кино не про физическое одиночество и даже не про дефицит общения, это крик о перманентной потребности каждой человеческой души быть нужной и любимой. Крик, сопровождаемый неземной музыкой Клинта Мэнселла.

В футболе есть выражение: «обыграть на носовом платке». «Погребенный заживо» Родриго Кортеса — примерно такой же виртуозный финт на ограниченном пространстве, восторг киногурмана и ад клаустрофоба. Во время войны в Ираке контрактник Пол в результате боевого столкновения теряет сознание, после чего приходит в себя в темном тесном месте… Главный инструмент развития сюжета – мобильный телефон, единственная связь с миром в попытках исправить ситуацию. В остальном же всё повествование ограничено крышкой гроба, в котором оказался погребенным заживо герой Райана Рейнольдса. Камера не отпускает актера ни на секунду и, что самое поразительное, актер точно так же не отпускает скованного удушливой атмосферой зрителя, демонстрируя все новые и новые оттенки отчаяния, надежды, смирения, гнева и ужаса.