9 февраля начнется 67-й Берлинский кинофестиваль – один из самых значимых и посещаемых киносмотров мира. Показы Берлинале могут посетить все желающие, и этим немецкий фестиваль выгодно отличается от тех же Канн. Идеология фестиваля довольно проста – сюда попадают, в первую очередь, актуальные работы, посвященные тем или иным политическим и социальным проблемам. Директор фестиваля Дитер Косслик считает, что главная идея Берлинале – использовать кинематограф для того, чтобы сделать мир хотя бы чуточку лучше. Учитывая левые политические взгляды Косслика и других боссов Берлинале, нетрудно понять, из каких картин состоит программа фестиваля. Исключением не стал и смотр 2017-го года: компанию признанным корифеям вроде Шлендорфа и Каурисмяки составят, например, лента про молодого Карла Маркса и фильм о деле режиссера Олега Сенцова. Впрочем, жюри в этом году возглавил Пол Верховен, так что итоги фестиваля могут нас всех удивить.

Postcriticism выбрал 7 интересных картин из разных программ фестиваля (включая специальные и внеконкурсные показы).

 

Обратная сторона надежды (Аки Каурисмяки)

Финский режиссер не снимал новых полнометражных фильмов с 2011 года, когда вышла его картина «Гавр», посвященная дружбе пожилого чистильщика обуви и юного нелегального мигранта из Африки. Новая работа Каурисмяки продолжает «портовую трилогию»: «Обратная сторона надежды» рассказывает об отношениях между финнами и сирийскими беженцами, прославляя гуманизм и пресловутого «маленького человека».

 

Возвращение в Монток (Фолькер Шлендорф)

Экранизация автобиографической повести швейцарского писателя Макса Фриша, снятая живым классиком немецкого кино Фолькером Шлендорфом. В главной роли – Стеллан Скарсгард. Он играет писателя, который приезжает в Нью-Йорк, чтобы представить свою новую книгу, и встречает свою давнюю любовь. Последними работами режиссера «Жестяного барабана» были исторические драмы «Штиль» и «Дипломатия». «Монток» Фриша представляет из себя нечто совершенно другое. Тем интереснее посмотреть, что получится у Шлендорфа на этом материале.

Ночью на пляже одна (Хон Сан-су)

Плодовитый корейский режиссер Хон Сан-су (иногда выпускающий по несколько фильмов в год) давно известен фестивальной публике, его фильмы демонстрировались в Венеции, Каннах, Локарно, Роттердаме и Берлине. Новая работа корейца рассказывает о киноактрисе, которая бродит по приморскому городу с сигаретой в руке, поет и обдумывает свои отношения с мужчиной. Главную роль исполнила Ким Мин-Хи, знакомая зрителям по недавней «Служанке».

Затерянный город Z (Джеймс Грей)

Первый фильм Джеймса Грея, действие которого происходит не в Нью-Йорке. Автор «Маленькой Одессы», «Хозяев ночи» и «Роковой страсти» решил не размениваться на мелочи и махнул сразу на соседний континент – «Затерянный город Z» расскажет о британских исследователях, разыскивающих древний город на Амазонке. Одну из ролей в фильме исполнил Роберт Паттинсон, которого можно и не узнать из-за окладистой бороды. Фильм не принимает участия в конкурсе, работу Грея привезли в Берлин для специального показа.

Бар (Алекс де ла Иглесиа)

Также вне конкурса покажут черную комедию Алекса де ла Иглесиа («Печальная баллада для трубы», «Ведьмы из Сугаррамурди»). На улице начинается стрельба, после чего перепуганные люди, принадлежащие к самым разным социальным стратам, запираются в ближайшем баре. Если вы видели хотя бы один фильм баска, то примерно знаете, чего ожидать. Если же нет, «Бар» вполне подойдет для того, чтобы начать знакомство с творчеством де ла Иглесиа.

 

Ана, любовь моя (Калин Петер Нецер)

В 2013 году румын Кэлин Питер Нецер получил «Золотого медведя» за драму «Поза ребенка». В 2017 году румынский кинорежиссер привезет в Берлин свою новую работу, «Ана, любовь моя». О фильме известно до обидного мало, но статус недавнего победителя и всеобщий хайп по поводу румынской новой волны заставляет присмотреться к новой картине Нецера повнимательнее.

Вечеринка (Салли Поттер)

Трагикомедия Салли Поттер с Киллианом Мерфи, Эмили Мортимер и Тимоти Споллом. В 1984 году британка впервые приняла участие в Берлинале с «Золотоискательницами». С тех пор Поттер не раз шокировала зрителей достаточно радикальной режиссерской манерой. «Орландо» с Тильдой Суинтон, автобиографический «Урок танго» (главную роль в котором исполнила сама Поттер), «Гнев» (тот самый фильм, в котором Джуд Лоу сыграл трансвестита) – все эти фильмы на ее совести. Слоган новой работы Поттер: «Комедия в трагических пропорциях».