Словосочетание «скандинавский детектив» в последние годы заняло нишу где-то между знаком качества и расхожим штампом. Многочисленные книжные серии хлынули в прорубленное Стигом Ларссоном экспортное окно наравне с тоннами сельди и мебельными конструкторами  ИКЕА. Кинопроизводство при этом почему-то прибуксовывает. Совсем недавно в руках Томаса Альфредсона некрасиво растаял «Снеговик», внушавший большие надежды поклонникам криминальных историй в суровых северных пейзажах. Посткритицизм вспоминает несколько скандинавских детективов, которые могут понравиться любителям жанра, уставшим от пересмотров трилогии о девушке с татуировкой дракона, но жалеющим времени на долгоиграющие проекты, такие как сериалы «Мост» и «Убийство».

Трилогия «Мистериум» поставлена по циклу романов Юсси Адлер-Ольсена «Отдел Q» и на настоящий момент включает три фильма: «Начало», «Охотники на фазанов» и «Тьма в бутылке». История начинается с того, что детектив полиции Копенгагена Карл Мерк попадает в департамент, занимающийся «глухарями», но вместо того, чтобы оперативно заканчивать бумажную работу и списывать нераскрытые дела в архив, начинает заново расследовать исчезновение женщины пятилетней давности. Его новый напарник Асад поначалу ворчит, но затем втягивается в кажущуюся бесперспективной затею.

Все дела «Отдела Q» уходят корнями в прошлое, и повествование ведется одновременно в двух временных линиях. Дуэт Карла и Асада получился симпатичным, их отношения не лишены брутальной химии, а мировоззрения – оживляющих расследования противоречий. Напарникам везет на маньяков со специфичными мотивациями, а удачно выстроенные флешбэки позволяют проникнуться сопереживанием к жертвам. Радует и то, что в книжной серии уже целых семь романов, и экранная версия следующего из них, «Журнала 64», выйдет в текущем году. И, хотя Нёргора сменил в режиссерском кресле Кристоффер Боэ, можно надеяться, что структура фильма от этого не поменяется.

Да, «Гипнотизера» снял режиссер самой слезодавительной истории про собаку после «Белого Бима» и одной из экранизаций Николаса Спаркса. Нет, ему не удалось испортить дебютный роман супружеской пары, пишущей под псевдонимом Ларс Кеплер. К тому же, производством занимались исключительно шведские киностудии.

Комиссар уголовной полиции Йона Линна расследует здесь дело о зверском убийстве целой семьи. Сначала в раздевалке спортзала находят мертвого мужчину, затем оказывается, что дома были зарублены его жена и дочь. В живых остался только сын, для работы с которым полиция привлекает гипнотизера с целым багажом своих собственных проблем и рефлексий. Развязка истории дурацкая, но ее компенсирует напряженная финальная сцена.

Второй фильм серии про Йону Линну – «Контракт Паганини» запущен в производство, но никакой информации о судьбе проекта пока нет.

Еще одна экранизация книжной серии, на этот раз написанной красавицей-блондинкой про красавицу-блондинку. Лиза Марклунд стала вторым после Стига Ларссона шведским автором, чьи книги поднялись на первую строчку в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс». Ее героиня — шведская журналистка Анника Бенгтзон, работающая в разделе криминальной хроники.

В «Последнем завещании Нобеля» Аника случайно оказывается свидетельницей убийства на светском приеме. Жертва – председатель комиссии по медицине Каролина фон Беринг. Исполнитель – наемная убийца по кличке Кошечка. Короче говоря, кино вполне вписывается в феминистский тренд, если вдруг кому-то интересно. Тем более, что главная героиня – умница и, как уже упоминалось, красавица, талантливый журналист и заботливая мать. Возможно, это компенсирует излишнюю тягучесть сюжета и натянутую мотивацию преступника.

У «Последнего завещания» есть два предшественника с другой актрисой («Крайний срок» и «Рай») и целая куча малобюджетных продолжений, снятых для домашнего просмотра. Тратить на них время стоит только в случае попадания под обаяние Малин Крепин.

Автора первоисточника Камиллу Лэкберг называют шведской Агатой Кристи. «Убийство у моря» — экранизация ее романа «Железный крест», находящегося примерно посередине серии книг про писательницу Эрику Фальк и ее мужа-полицейского Патрика Хедстрёма. Под телевизионный формат была адаптирована примерно половина детективных историй, но только «Убийство у моря» получило полноценное киновоплощение. И не случайно.

После смерти родителей Эрика с мужем возвращается в родной городок Фьелльбакку, где скоропостижно знакомится со сводным братом, тут же отправленным в мир иной, и находит в материнских вещах Железный крест со свастикой в центре. Здесь не только воссоздается уютный быт маленького портового городка, отношения в котором напоминают шведскую санта-барбару, не только занимательно переплетаются события настоящего и прошлого, заставляя пританцовывать скелеты в шкафах симпатичных жителей. Это по-настоящему грустная история о трусости, предательстве, любви и разрушенных надеждах, помещенная в занятный исторический контекст.

Не в прямом смысле детектив, но увлекательная криминальная драма. Известная по сериалу «Убийство» Софи Гробёль играет священника, прибывшего в психиатрическую клинику, чтобы попытаться помочь одному из ее пациентов. Этот мальчик материализовался посреди зимы в тоненькой рубашке, жестоко убил пожилую пару в их собственном доме, а затем попытался поджечь себя. Он утверждает, что слышит голос бога и следует ему.

Краг-Якобсен совершает путешествие не в прошлое, а в сознание, в глубины памяти подростка с искалеченной психикой и находит там то, что редко кому удается испытать. Настоящее, незамутненное счастье, которое удается ощутить только в потайной 25-й час. Час рыси. Кино, чья редкая трогательность созвучна воспоминаниям о детстве, которые больше никогда не оживут в реальности.

И еще там есть очаровательный рыжий кот.