Ответственность за природу

Последняя зима (The Last Winter), 2006, Ларри Фессенден

Андрей Волков рассказывает об экологическом хорроре Ларри Фессендена

Ларри Фессенден прославился как режиссёр лишь в 2001 году посредственным триллером «Вендиго», хотя снимал ещё с 1978 года. Но только два последних его полнометражных фильма свидетельствуют о нешаблонности мышления автора, силе визуального дара и — главное — о большом сердце, которое болит за всё, что происходит в мире.

«Последняя зима» снята Фессенденом через 5 лет после «Вендиго» и затрагивает ту же индейскую легенду. Режиссёр раз за разом в различных вариациях воспроизводит этот индейский миф во многих своих работах. Это объясняется не только индейским происхождением автора, но и тем, что история о вендиго служит предостережением против излишеств человеческой природы. Люди сами несут угрозу для себя. И главное качество вендиго — страсть к еде — можно трактовать метафорически, как, собственно, и происходит в «Последней зиме».

Режиссёр с присущей ему горячностью вторгается на территорию «Нечто». Герои тут — полярные работники, добывающие полезные ископаемые, в частности, нефть. Вот только северный полюс тает, не без участия человека, и из недр льдов поднимаются древние силы, которые сложно назвать злом.

Кадр из фильма «Последняя зима» Ларри Фессендена

Фессенден делает, скорее, притчу о пагубном влиянии деятельности людей на окружающую среду и о тех последствиях, которые наступают за вмешательством в природу. Она защищается, мстит, рассматривая человека как угрозу своему существованию. Отчасти «Последняя зима» близка «Явлению», вышедшему позднее, но режиссёр старается вплоть до финала творить амбивалентно, ничего не объясняя, а предоставляя зрителю возможность самому интерпретировать увиденное. Как и в следующем фильме Фессендена — «Внизу» — не всё здесь так однозначно, как может показаться при невнимательном просмотре, и традиционного противостояния группы людей какой-либо угрозе нет. Ведь автор не делает злом ни рыбу-мутанта из «Внизу», ни духов земли, а, в полном соответствии с шаманизмом, предостерегает от вторжения человека в недра планеты. Природа не позволит бесконечно себя использовать, у неё срабатывает защита, как в организме вырабатываются антитела, которые начинают бороться с вирусом. А вирус — это человек.

Так что такое вендиго применительно к «Последнем зиме»? Конечно, это не дух-людоед, а скорее метафора ненасытного желания людей по выкачиванию ресурсов из окружающей среды. Фессенден, подобно Джосту, умеет видеть красоту природы, даже северной полярной, и пролёты его камеры над бескрайними заснеженными пространствами подчас завораживают. Интересно и по-своему оригинально он трактует добычу нефти, напоминая, что нефть — это останки живших миллионы лет назад существ, чьи души заключены в этой чёрной жидкости. Именно эта нерасчленимая сила, своеобразная душа биогенеза восстаёт против хищнического вторжения в естество.

Режиссёр снимает неспешное, мрачное полотно, иногда добиваясь лестного сравнения с «Нечто» по части атмосферы. Но больше всего радует беспокойство автора за окружающий мир, который уничтожается буквально у нас на глазах. Пусть Фессендену не удаётся сравняться по мастерству режиссуры с гениальной «Постелью, в которой спишь» Джона Джоста, он идёт тем же путём, приспосабливая близкую себе историю вендиго под экологическую тему. А известные актёры Рон Перлман и Джеймс ЛеГрос убедительно изображают своих героев-антагонистов, с принципиально разной точкой зрения на окружающую среду.

Режиссёр снимает неспешное, мрачное полотно, иногда добиваясь лестного сравнения с «Нечто» по части атмосферы. Но больше всего радует беспокойство автора за окружающий мир, который уничтожается буквально у нас на глазах

В заключение можно лишь пожалеть, что постановщик так редко снимает, больше работая как актёр. Ибо ему удаётся из заезженных, казалось бы, сюжетов, извлечь новый смысл, сотворить притчу на материале ужасов, напоминающую нам, что нет иного зла, кроме самих людей, и что ни один вендиго не причинит людям столько несчастья, как сами люди причиняют себе. Ведь человек, будучи высокоразвитым организмом, поставлен природой как бы на страже всего мира, который надо сохранить для потомков. И если люди забывают об этом предназначении, пробуждаются иные силы, защищающие мать-природу от возможного уничтожения. Дабы не наступила последняя зима.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ КОЛОНКИ

Cul-de-sac: «В тени» Бабака Анвари

16 октября, 2017, 11:29|0 Comments

Андрей Волков рецензирует хоррор иранского режиссера Бабака Анвари

Cul-de-sac: «Тарис, король воды» Жана Виго

7 октября, 2017, 12:11|0 Comments

Андрей Волков рецензирует второй фильм Жана Виго

Cul-de-sac: «Завывания в честь де Сада» Ги Дебора

27 сентября, 2017, 11:21|0 Comments

Андрей Волков рецензирует картину французского философа