Terrible movie

Трахальщики мусорных бачков / Отбросы (Trash Humpers), 2009, Хармони Корин

Андрей Волков рецензирует легендарный фильм Хармони Корина

Хармони Корин опоздал со своими «Отбросами» (таково оригинальное название его самого необычного фильма) лет на 8. Ведь в 2001 году другой провокатор Фред Фогель уже выпустил мокументари «Августовское подполье», где попытался создать портрет общества, где больше не действуют никакие ограничения. Хаос, выражающийся во вседозволенности. Насилие как спонтанный, неконтролируемый процесс.

Фред Фогель, пожалуй, не столько слишком мрачно смотрел на человека, сколько воплощал, как профессионал в области спецэффектов, свою страсть к муляжам. В какой-то мере Фогель предугадал (или поспособствовал своей аморальной трилогией) тот бум violent-зарисовок, что обрушился на нас в эру расплодившихся видеохостингов. Драки, издевательства, даже убийства – чего только не выкладывают люди в сеть! Снафф, когда-то бывший страшной сказкой на ночь, ныне активно представлен в сети. Вот и маньяки Фогеля выкладывали свои записи в Интернет, дабы потешить своё самолюбие, похвалиться своими «подвигами» на ниве violent shit.

Фильм Хармони Корина, в отличие от дебютной трилогии Фогеля, снискал фестивальную популярность, поскольку демонстрировался на киносмотрах всего мира на протяжении трёх лет, когда как раз вышел в свет пятый полнометражный фильм Корина «Отвязные каникулы». Хотя того, что ныне именуется прилагательным «отвязный» с лихвой хватало и в «Отбросах».

Хармони Корин начинал как сценарист Ларри Кларка, скандального фотографа и режиссёра, тем не менее, тяготеющего к реализму, почти с приставкой гипер, в отношении показа жизни подрастающего поколения. Молодёжной теме отдал дань и Корин-режиссёр, и даже сумел привлечь внимание своим дебютом «Гуммо» классика Вернера Херцога, сыгравшего в его втором фильме «Ослёнок Джулиан». Однако в 2007 году Корин совершил резкий поворот к мейнстриму, сняв «Мистер Одиночество».

То ли Хармони по кайфу эпатировать своего зрителя, то ли его не устроил приём своего третьего фильма, поскольку следом он снял что-то меганеприличное, нарочито глупое и абсолютно неэстетичное. «Отбросы» — идеальное название для такого фильма. Однако эта работа не только не была отброшена на периферию проката, но весьма неплохо в нём прошла. Хотя смотреть тут по большому счёту не на что.

В философии есть такое понятие как ничто. Оно всегда противоположно бытию и знаменует собой отсутствие. Иначе – чёрную бездну кань. Вот и в искусстве подтекст всегда противоположен пустоте. А так как искусство – это система образов, то сложно сказать уверенно, что автор вкладывал в фильм. Детерминация авторской идеи любимое занятие всех эстетов. Но как trash даёт антиискусство, так и пустота позволяет увидеть всё, что сам реципиент хочет. С одной стороны, это вполне укладывается в концепцию Ролана Барта о смерти автора. С другой же – глупо отрицать очевидную вторичность фильма Корина, которому явно не давали покоя скандальные лавры «Августовского подполья».

Хармони Корин снял антифильм, который представляет собой нарочито любительские съёмки каких-то обезличенных фриков (на героях маски), которые крушат мебель, совокупляются, условно говоря, с заборами и мусорными баками и похожи не на людей, а на диких обезьян. Возможно, Корин так видит наше общество, а может, у него в кармане деньги поистощились, вот он и решил примазаться к эпатажному кино. Ведь имя Фогеля с  придыханием произносят многие любители gore, часто не подозревающие о существовании двух действительно талантливых фильмов ужасного Фреда.

Что такое искусство? И когда видеосъёмка превращается в кино? Корину не приходило в голову исследовать этот вопрос

Пресса об «Отбросах» кардинально разнится. Одни пишут, что это дрянь и смотреть её могут только больные, другие проводят аналогии с «Догмой-95», усматривают влияние стилистики trash, социальный комментарий. Что такое «Отбросы» на самом деле не знает, возможно, даже сам автор. Главное, что это что-то непонятное, профессионально безграмотное, так что при просмотре надо забыть всю историю авангарда, считать, что не было «Документального мусора» Дора, а ещё раньше «Мусора» Пола Моррисси и мыслить, что это как бы ремейк «Идиотов» Ларса фон Триера.

Но если согласиться с  такой точкой зрения, то тогда фильмами «Догмы-95» полон весь youtube, где люди выкладывают такие же бытовые зарисовки. Если вы опасаетесь ради лайков прибивать мошонку к Красной площади и поджигать дверь ФСБ, как художник Пётр Павленский, то вполне можно рубить топором репродукции икон вместе с Тер-Оганяном, а лучше имитировать секс с мусорным контейнером, предварительно надев маску старика. Возможно, у вас получится не хуже, чем у Хармони Корина, и вы вполне можете собрать урожай фестивальных призов, потеснив на пьедестале «Отбросы».

Что такое искусство? И когда видеосъёмка превращается в кино? Корину не приходило в голову исследовать этот вопрос. Пипл схавает, решил он, оттого и изменял своей жене с забором, вместо того чтобы снять фильм, который можно смотреть не только с чувством глубокого омерзения, словно некто слепил коллаж из самых бездарных роликов с ютуб. Если это искусство, то, что плохого в зарисовках героя Карстена Франка из «Документального мусора». Почему снимать дефекацию мерзко, а вот крушить телевизор молотком и имитировать половой акт с мусорным баком нет? Не вещи ли это одного порядка?

Но у Дора видеофикация реальности передаёт как психологический портрет главного героя, заложника своих комплексов и страстей, так и сместившиеся эстетические ориентиры. Существует ли вообще сейчас кино, если любой человек, у которого есть телефон, может быть «сам себе режиссёром»?

Хармони Корин не задумывался над этими темами. Воспылав любовью к мусорным бакам, он забыл, что должен нести что-то светлое людям, что позволяет почувствовать себя человеком, а не бесполым существом в страшной маске, которое вытворяет такое, что стыдно станет даже мартышкам. Режиссёр, образно говоря, не баки изнасиловал, а кино, возведя мусор в ранг искусства.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ КОЛОНКИ

Cul-de-sac: «Театр смерти» Лайонела Дельпланка

5 мая, 2018, 12:03|0 Comments

Андрей Волков рассказывает о французском слэшере Лайонела Дельпланка.

Cul-de-sac: «Странник» Качалина, Колонтая и Глазовского

23 апреля, 2018, 12:11|0 Comments

Андрей Волков рассказывает об артхаусном проекте трех российских режиссеров

Cul-de-sac: «Атака советских зомби» Андреаса Марфори

3 апреля, 2018, 12:01|0 Comments

Андрей Волков рассказывает о свежем российском трэш-хорроре