13 Местные (Новая Зеландия, режиссер Грег Пейдж, 2003)

Двое незадачливых друзей отправляются на побережье, чтобы вдоволь оттянуться на выходных. Решают срезать через пустынную сельскую местность, встречают очаровательных девчонок, которых пытаются закадрить, и попадают в самый эпицентр мистической истории, уходящей своими корнями в далекое прошлое. Несмотря на то, что единственная режиссерская работа Грега Пейджа обладает типовым набором классических «ошибок хорроров», от логических нестыковок и до чрезмерно фантастических допущений, её банально интересно смотреть – сценарий вытягивает. Фильм начинается как классический деревенский ужастик о, заехавших куда не стоило, горожанах, но уже к середине зрителя начинает швырять на сюжетных поворотах. Толика черного юмора (да что там, это скорее черная комедия, чем полноценный фильм ужасов), колоритные (хоть и шаблонные) персонажи, динамика…зря только Пейдж переборщил с драматизмом в концовке, без всяческих сюсюканий можно было обойтись.

12 Соблюдение (Австралия, режиссер Джосеф Симс, 2015)

Частный детектив Паркер выполняет простое, на первый взгляд, задание – следит за одинокой девушкой из заброшенной квартиры, что расположена напротив ее дома. Вскоре с ним начинают происходить странные и пугающие вещи, но заказчик упорно настаивает на продолжении довольно безрезультатного наблюдения. Малобюджетный хоррор, оставляющий больше вопросов, чем ответов, и пугающий скорее обшарпанностью белых стен запустелой квартиры, в которых заперт терзаемый призраками прошлого мужчина. Жуткие образы медленно сводят с ума – отрубленная волчья голова, черная маслянистая жижа, растущая в банке подобно грибным спорам. В какой-то момент начинает казаться, что процесс помешательства главного героя контролируется извне и вот-вот, да раскроются все загадочные личности и их мотивы, но постановщик Джозеф Симс, вопреки ожиданиям, оставляет все на осмысление зрителя.

11 Снежный город (Австралия, режиссер Джастин Курзель, 2010)

Не фильм ужасов, а психологический триллер, который, однако, нельзя не отметить уже как минимум потому, что он рассказывает историю самого жестокого серийного убийцы Австралии. «Сноутаун» основан на реальных событиях конца девяностых. В пригороде Аделаиды тогда орудовала банда садистов, охотившихся преимущественно на геев, наркоманов, а также тех, кого главарь Джон Бантинг считал педофилами. Детально воспроизведенные события глазами самого молодого члена группировки – Джея Влассакиса, тщедушного шизофреника, попавшего под влияние отморозка Джона. В своем режиссерском дебюте Джастин Курзель сделал акцент на трансформации Джея из бесхребетного слюнтяя в покорного прислужника психопата. Фоном грязь, бездушие и разруха австралийских пригородов – социальная помойка, взращивающая моральных уродов, готовых за убеждения подолгу и изощренно убивать. Именно сцены ультранасилия роднят эту ленту с хоррорами…технически, на самом же деле, при общей нескладности и недосказанности, «Сноутаун» пугает обнаженной изнанкой социально благополучного государства.

10 Живая мертвечина (Новая Зеландия, режиссер Питер Джексон, 1992)

Режиссер культовой трилогии о трудном путешествии хоббита Фродо Бэггинса начинал свой собственный нелегкий путь в кинематограф с замечательной самодеятельности, снятой за копейки, зато в условиях полной творческой свободы. «Живая мертвечина» — черная комедия про оживших мертвецов, задавшая тон всему новозеландскому комедийному хоррору. Юмор тут абсурден, обязательные атрибуты жанра нарочно гиперболизированы, а в качестве чеховского ружья выступает газонокосилка. Питер Джексон плевать хотел на моралистов, в его фильме не просто выкашивают мертвечину толпами, утопая в кровавой жиже, тут беременная зомбиха порождает на свет злобное исчадие ада в образе грудного монстра. Стоит также заметить, что «Живая мертвечина» не просто циничная треш пародия на культовые фильмы ужасов. Это еще и фильм-взросление, о неудачнике, стремящемся вырваться из оков матери-тирана, обратившейся в огромного и отвратительного монстра.

9 Долгий уикенд (Австралия, режиссер Колин Эгглстон, 1978)

Семейная пара средних лет испытывает трудности в браке. Над ними довлеет тяжесть ошибок прошлого, хоть кажется, что они все еще любят друг друга. А тут еще и долгожданный уикенд на безлюдном океанском пляже оборачивается настоящей пыткой. Фильм Коллина Эглстода не слишком известен широкой публике, хотя его смело можно причислять к классике психологического и экологического хоррора. Режиссер мастерски нагнетает напряжение, сначала стравливая супругов, порядком накопивших взаимных обид за годы брака, а затем, направляя на них разрушительную мощь природы в лице агрессивных птиц и млекопитающих. Ощущение чего-то необъяснимого и даже мистического сопровождает зрителя до самой развязки. Сюжет концептуально закольцован двумя сценами на полупустынном шоссе – человек сметает с пути все живое и дикая природа, ополчившись, отплачивает ему той же монетой.

8 Гончие любви (Австралия, режиссер Бен Янг, 2016)

Тихий город Перт почти как кинговский Дерри, только со всех объявлений о пропаже смотрят юные школьницы. Извращенец Джон и ведомая им истеричка Эвелин под разными предлогами заманивают наивных девушек в свое бедное жилище, где их опаивают, насилуют, а затем убивают с особой жестокостью. Однажды бунтарка Викки поругается с мамой, вырядится «повзрослее» и окажется прикованной к кровати в пропахшей кровью комнате с заколоченным окном. «Гончие любви» — это действительно про очень извращенную, странную форму любви, походящую на преданность собаки своему хозяину. Эвелин для Джона всего лишь инструмент – заманить жертву проще, если с тобой рядом создающая иллюзию безопасности женщина. А вот Джон для погрязшей в нищете и алкоголе Эвелин – весь мир, пусть и такой уродливый. Бен Янг сумел поставить действительно напряженный и довольно жесткий психологический триллер, в котором жертве удается посеять зерно раздора между преступниками, стравив два больных разума. «Гончие любви» не единожды шокируют, держат в напряжении, а «счастливый конец» тут отдает привкусом спекшейся крови.

7 Волчья яма (Австралия, режиссер Грег МакКлин, 2005)

В Австралии действительно каждый год пропадает множество людей и виной тут скорее огромные пространства дикой природы, чем шныряющие по проулкам и оврагам маньяки. Но помнят на континенте и настоящего живодера – Айвана Милата, убивавшего туристов развлечения ради. Именно на основе его истории и снята «Волчья яма». Главный герой везет двух подружек из Британии к расположенному в пустынной местности каньону, одноименному самому фильму. Там их автомобиль по неизвестным причинам глохнет, после чего «на помощь» приходит обаятельный Майк… Известный австралийский актер Джон Джэррэт воссоздал на экране по-настоящему страшный образ. Его маньяк чересчур отрешенный и неочевидно мотивированный, но при этом расчетливый и способный войти в доверие кому угодно. Глядя на Майка, понимаешь, что встреча с таким чудовищем не закончится ничем хорошим. Несмотря на достаточно простой сценарий, «Волчья яма» шокирует и удерживает у экрана постоянно нарастающим саспенсом, что для предсказуемых фильмов о серийных убийцах довольно-таки редкость.

6 Ближайший родственник (Совместное производство Австралии и Новой Зеландии, режиссер Тони Уильямс, 1982)

Молодая и красивая девушка в ужасе уезжает вместе с ребенком на изрядно помятом автомобиле с места какого-то жуткого происшествия – фильм Тони Уильямса стартует с хронологически финальной сцены, давая зрителю понять, что впереди его ждет жуткая и увлекательная история. Хотя на самом деле «Ближайший родственник» — неспешная детективная драма, тяготеющая к жанру джалло. Саспенс тут нагнетается через мастерски поставленные сцены, а вовсе не благодаря постоянным скриммерам, так свойственным современному ужасу. Особую изюминку добавляет основная локация – старый пансионат, бывший когда-то родным домом главной героини и хранящий мрачные семейные тайны. Покойник в ванной, постоянное ощущение какого-то невидимого присутствия, цепочка расследований, ведущих к аккуратно разложенным по шкафчикам скелетам – все в лучших традициях детективного жанра.

5 Смертельный оргазм (Новая Зеландия, режиссер Джейсон Ли Хауден, 2015)

Зародившись в сырых полуподвалах Норвегии, агрессивный музыкальный жанр Black metal распространился по всему миру, просочился в мейнстрим, успел изжить себя в чистом виде за какие-то пару лет, а в далекой от Скандинавии Новой Зеландии лег в основу малобюджетного комедийного хоррора. Броди и его друзья, типичные гики-неудачники, вместе с придурковатым и повернутом на экстремальной музыке Заком, основывают первую в своем городке Black metal группу…вестимо, что и последнюю. Сюжет завязан вокруг древней партитуры, исполнение которой вызывает не менее древнее зло, способное превратить горожан в полчище живых мертвецов. Высмеиваются не только стереотипы зомби-муви. Постановщик Джейсен Ли Хауден довольно колко прошелся по основным атрибутам метал-культуры, высмеяв их в добродушной и не очень манере. Добрую часть шуток, вроде гега про «первый состав Mayhem», оценят только поклонники норвежского true блэка, но это не значит, что обычному зрителю тут не над чем посмеяться. Хоть этот кровавый юмор и весьма специфичен.

4 Селия (Австралия, режиссер Энн Тернер, 1989)

Строго говоря, к ужасам этот фильм относится скорее номинально, благодаря жутковатым монстрам, приходящим к главной героине во сне. Но шутка в том, что «Селия» по-настоящему пугает не жуткими тварями из книжки, живущими в голове маленькой девочки, а той окружающей реальностью, что воспитывает в этой девочке настоящего монстра. В фильме малоизвестного австралийского режиссера Энн Тернер мир показан глазами ребенка, живущего в уютном пригороде вместе с родителями. Вся лента, по сути, посвящена ее трансформации из дружелюбной девочки, в жестокого, циничного и не по годам хитрого человечка. Но в чем вина Селии? А в том, что никому нет дела до ее пусть маленьких, но человеческих проблем. Смерть бабушки, размолвка с друзьями, травля в школе, наконец, утрата любимого кролика – никто из взрослых не оказывается в нужный момент рядом. В качестве кульминации, все более одержимая бредовыми идеями, Селия берет в руки ружье. А где-то фоном затрагиваются темы идеологической нетерпимости, отношения государства к человеку и излишней привилегированности отдельных членов общества. Социальные монстры гораздо страшнее чудовищ из сказок.

3 Любимые (Австралия, режиссер Шон Бирн, 2009)

Брент крупно вляпался, отказав Лоле пойти с ним на выпускной. Он просто не знал, что Лола не обычная чудачка, которую сторонятся в школе, а самая настоящая маньячка, устраивающая кровавые игры в своем домике на отшибе. Помогает Лоле, озабоченный на почве инцеста папочка, готовый потакать любым причудам родной «принцессы». Он даже готов устроить ей персональный выпускной, с милым мальчиком, последним танцем и малиновым платьем…покрытым алыми пятнами крови. «Любимые» — изощренный триллер, полный черного юмора и откровенно жестоких моментов, вроде просверливания черепа дрелью с последующим заливанием в образовавшееся отверстие кипятка или приколачивания ступней гвоздями к полу. Зрелище не для слабонервных. Схватка Брента со свихнувшейся девчонкой невероятно динамична и насыщена событиями, а сюжет неоднократно заруливает на лихие виражи, радуя преданных фанатов жанра. Никакой вам романтизации маньяков – Лола и папочка вызывают омерзение, настолько, что даже становится жутко от осознания удовлетворения довольно грубой концовкой. Цитируя популярную в сети певицу Лизу Монеточку – «Как классно, что в этот праздник, ты надела все самое красное».

2 Бабадук (Австралия, режиссер Дженнифер Кент, 2014)

Ставший культовым хоррор не то о страшном чудовище из стильной детской книжки, не то об индуцированном бредовом расстройстве, поразившем маму и ее маленького сынишку. Мистер Бабадук – персонаж странной криповатой сказки, которая загадочным образом оказалась на полке малыша Сэмуэля. После того, как сказка была прочитана мальчику мамой Амелией, Бабадук начинает терроризировать небольшое семейство и их осиротевший без погибшего отца дом. Но не один только жуткий образ антагониста делает «Бабадук» действительно жутким фильмом ужасов. На фоне преследования чудовищем, Амелия медленно сходит с ума и начинает представлять для сына даже большую угрозу, чем мрачное создание в черном плаще и шляпе, способное менять форму и размер. «Бабадук» малобюджетен и в нем практически отсутствуют спецэффекты – куда важнее в фильме замысловатый сюжет, построенный таким образом, что до конца остается неясно, был ли монстр или просто мама разделила со своим чадом психическое заболевание на двоих.

1 Реальные упыри (Новая Зеландия, режиссеры Джемейн Клемент и Тайка Вайтити, 2014)

В Австралии и Новой Зеландии нет проблем с черным юмором. Три фильма из предшествующего списка являются комедийными хоррорами, а еще в одном черный юмор удачно сочетается с кровавой драмой. «Реальные упыри» (в оригинале «Что нам делать в темноте?») – мрачная комедия, высмеивающая стереотипы вампирского кино и деконструкция навязшего в зубах жанра мокъюментари. Группа журналистов снимает документальный фильм об общине живущих в самом центре Новой Зеландии упырей, фиксирует их быт и приключения, попутно интервьюируя практически каждого участника будущей «документалки». Ценность пародии в том, что авторам удалось собрать в один фильм буквально все клише вампирского кино и вывести образы кровососов разных эпох, начиная от тысячелетнего молчаливого «Носферату» и заканчивая инфантильным аристократом. При этом фильм полон циничных шуток и кровавых эпизодов – отвратительное вступает в контрастный симбиоз со смешным. Персонажи этой милой зарисовки настолько импозантны, что очень хочется, чтобы Таика Вайтити завязал с Marvel и скорее снял обещанный спин-офф про оборотней.