///Итоги: 10 лучших фильмов 2017 года по версии Анны Дедовой

Итоги: 10 лучших фильмов 2017 года по версии Анны Дедовой

“Притяжение”, “Большая игра” и другие лучшие фильмы 2017 года по версии Анны Дедовой

10. «Тельма»

“Тельма” менее известного Триера – Йоакима – настолько незаметно шла в прокате, что выцепить дневные или вечерние сеансы, а не глубокополуночные было сложновато. Фильм заслуживает внимания не только формально – из-за своей номинации на “Оскар” от Норвегии, но и по существу “скандинавского”  феномена лично для меня.

Наверное, меня завораживает то, как выкристаллизовалась толерантность в их общественной формации. Теперь это такая вещь в себе, где ничего не вызовет удивления: ни религиозная семья, ни целующиеся девушки, ни главная героиня с парапсихологическими способностями, а всеобщее уважение равняется тотальному пофигизму и приводит к одиночеству. Не зря “Тельму” называют “Кэрри” современности. Ортодоксально настроенные родители больше не кидаются на непослушное дитя с ножом, а каждый вечер настойчиво выспрашивают, во сколько на самом деле были лекции, и что же дитя готовит и покупает. Девочка-задротка больше не шлепает робко по улице в приютском платье до пола, а идёт на тусовку с накрашенными губами и берет ту, кого хочет. “Тельма” не про столкновение старого и нового времени и присущих им идей, эта картина – о зарождающейся сексуальности и женском взрослении, пару сцен в которой даже хочется попересматривать. Ведь мужской балет и заползающая в глотку змея раньше не смотрелись так кинематографично.

9. «Тебя никогда здесь не было»

По-стеснительному брутальный, компактный и сжатый sort of нуар. В минувшем году лично для меня отличился КПД единицы хронометража – режиссёр Линн Рэмси не потратила просто так ни минуты из удивительных для нынешнего кино часа 29 минут, а не привычных over 2 с половиной часов. Феникс одновременно фрустрировал и спасал шкуры. В “Тебя здесь…” все составляющие подходящего для меня кино, эксплуатирующем стиль, оставшийся после рефновского “Драйва” – интересные цветовые решения, помноженные на звуковой ряд, молчаливый главный герой, играющий одними глазами. Правда, место защищаемой заняла несовершеннолетняя, что добавляет противоречивости и неловкости при просмотре. Робеет и съемочная группа, монтируя фильм так, что все 18+ остаётся за кадром.

8. «Притяжение»

Наверное, место этой картины в топе будет неожиданным, но “Притяжение” стало для меня первым российским фильмом, направленным на штурм бокс-офиса и одновременно на защиту не таких, как все. Непонятно, осознанно или нет, у Бондарчука вышло кино, которое пытается говорить с молодежью на одном языке и в котором куча гопников, пинающих культурного мирного пришельца, наконец-то оказывается в дураках, а не становится героями. Единственная кассовая отечественная картина, после просмотра которой не было противно от ура-патриотических настроений.

7. «Оно»

Боитесь ли вы клоунов так, как боюсь их я? Но римейк “Оно” показался значительным не только и не столько, как хоррор. Фильм играет на модной теме 80-х. Забавно, что при создании сериала “Очень странные дела” авторы вдохновлялись Кингом, а в 2017 фильм по Кингу по атмосфере сравнивают как раз с этим сериалом. “Оно” – история о взрослении и детской дружбе в мире, где клоун из канализации далеко не самое страшное, что может встретиться подростку в реальности – от проблем в семье до смертельно опасных издевательств в школе.

6. «Назови меня своим именем»

Awkward is the new sexy, а Тимоти Шаламе – символ этого лозунга. Экранизация coming of age истории получилась сообразной эпохе и настроению внутреннего мира главного героя. Наверное, попадание Шаламе – главная удача картины, место действия которой проходит в Италии, а актёр выглядит сошедшим с полотен времен Возрождения. Фильм оставляет после себя чистую эмоцию как напоминание о том времени, когда сама встречаешь первую взрослую любовь и замираешь от чувства стыда и предвкушения. В “Своим именем” есть что-то от античной культуры мужской дружбы, жаль только, что в концовке отец героя поговаривает вслух то, о чем зрители сами должны были догадаться.

5. «мама!»

Показалось, что ещё раз показали “Антихриста” фон Триера, только в лайт-версии без женских органов на букву “к”. Ну и на месте ДжейЛоу я бы крепко обиделась на режиссера и перестала с ним встречаться, отсмотрев финальный монтаж, особенно с ее отношением к сексизму, о котором недавно узнала. Пусть камера только за ней и следит, что вроде бы должно льстить актрисе.  Только око это не любящее, а скорее всевидящее. Сказать больше помешает боязнь испортить просмотр  смысловыми спойлерами, поэтому просто обозначу в качестве пособий по расшифровыванию местных киношных метафор либо экологическое, либо религиозное чтиво, ведь я стою на защите прав всех.

4. «Тоня против всех»

В этом году два биографических фильма показались мне заслуживающими места в топе благодаря центральным женским персонажам. Один из них – “Тоня против всех”, давший новое развитие карьере Марго Робби. Как известно, в 90-е умирали люди и все бегали абсолютно голые, электричества не было нигде, только драки за джинсы с кока-колою. Образ фигуристки Тони Хардинг как нельзя лучше подходит к словам этой песни. Псевдодокументалка о жизни “белого мусора”, оказавшегося в элитном виде спорта, рассказывает о противостоянии героини со всем миром и с самой собой, которое она, как известно, проигрывает. Чёрная комедия, от горечи которой надрываешь живот от смеха, смотрится тем интереснее, когда вспоминаешь, что суд над Тоней проходил практически одновременно с началом дела О.Джей.Симпсона, и понимаешь, что пресловутое слово “паблисити” имеет решающее значение при вынесении приговора.

3. «Призрак в доспехах»

От “Призрака в доспехах” не оставили камня на камне еще на стадии кастинга, когда на главную роль взяли белую женщину, поэтому обвинения в потере аутентичности оригинальной манги легко можно было предвидеть. Но сейчас футуризм – довольно редкий гость на экранах, ведь по сути мы и живём в несбывшемся будущем, которое нам предрекали в 80-х,а сдвигать прогнозы на десятилетия, когда все пророчества для мира уже услышаны, не столь интересно. Но стилистика подобных лент продолжает оставаться любимой, а поиски самих себя в роботизированном обществе все так же актуальны. Голограммы всех стран, соединяйтесь!

2. «Большая игра»

Аарон Соркин – любимый сценарист, сериалы за авторством которого остаются прибежищем для дорогой сердцу “либеральной пропаганды”, где пулеметные диалоги можно разбирать на цитаты. Режиссёрский дебют не становится исключением – центральные персонажи все так же кристально чисты и верят в базовые демократические ценности даже перед угрозой тюремного заключения, как это происходит с держательницей нелегальных казино Молли Блум. Вы думаете, что она гангстер без страха и упрёка? Отнюдь нет, она ведёт свою Большую игру по правилам, и лишь переработка вынуждает обратиться к стимуляторам, что, как следствие, приводит к потере внимания и моральных ориентиров в бизнесе. Пожалуй, таких историй, находящихся в вакууме, сейчас не так уж и много – миром правит контекст, но от этого принципы Соркина ещё ценнее.

1. «Бегущий по лезвию 2049»

Даже если Вильнев экранизирует пакет молока, то эта работа все равно заслужит от меня высший балл. Все сказанное о футуризме в “Призраке в доспехах” актуально и для “Бегущего“, который к тому же и начинает провисать после появления в кадре Харрисона Форда. Но, наверное, из всех современных режиссеров Дени Вильнев у меня, как говорится, #навсегдавсердечке. Есть ощущение, что если бы в мастерскую Сокурова в своё время поступала бы я, а не Кантемир Балагов, то моей голубой мечтой было бы снимать именно как Дени. От того, как в его фильмах раз за разом сходятся в одной точке работа оператора и композитора с авторской мыслью, замирают мои звуковые, зрительные и понимательные рецепторы. История с “Бегущим по лезвию” все же совсем иная по сравнению с его предыдущими картинами, где Вильнев строил свою философию исключительно на своих же художественных приемах, поэтому возникали опасения, не заблудится ли режиссер в трёх соснах – камере Роджера Дикинса, привычном белом шуме саунда и своём стремлении найти что-то большее в стандартной фабуле антиутопии/постапокалипсиса. Да, Вильнев в той или иной степени оказался заложником классической уже киновселенной, но, тем не менее, все также транслирует свои наджанровые идеи интровертного гуманизма – тут тебе любовь, душа, рождение чуда и вот это вот все.
Помогает ему в этом и Гослинг, который вспоминает навыки “Драйва” и вновь находит себя в немногословной роли, и все как на подбор типажные фрики – представительницы прекрасного пола мира репликантов и людей от зализанного штандартенфюрера Мадам до идеальной машины для создателя Лав. Новый “Бегущий по лезвию” отстраненно красив и меланхоличен. Может, это не то, чего ждут от фантастического боевика, но каждую осень Вильнев стабильно очень метко попадает в мое настроение. Судорожно ф5чу страницу режиссера, не нахожу планов на 2018 – “В клетке, в клетке, в клетке, связанные, связанные, обнаружена аномалия”.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2017 | Сюжеты: Итоги 2017 года |
Автор: |2019-01-05T15:44:44+03:0024 Август, 2018, 18:50|Рубрики: Итоги, Статьи|

Автор:

Анна Дедова
Внешне жизнерадостный, но извечно рефлексирующий маленький эльф, зачекиненный во всех частях света, где проводятся музыкальные фестивали. Чтит инди и прочую «хипстерскую муть», но считает Долана понтующимся визионером. По ее мнению, совершенный человек может появиться на свет только в союзе Леброна Джеймса и Кары Делевинь. Ночами выходит на улицы в маске Гая Фокса, призывая смотреть румынскую «новую волну»
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok