Стас Селицкий представляет свою версию 10 лучших фильмов 2016 года

Комедия из разряда мотиваций для полных раззяв и неудачников. Обычно такие фильмы продаются телеканалам, их повторяют по утрам или ближе к полуночи, чтобы заполнить сетку вещания, то есть они не носят какой-либо стратегической или культурной ценности. Однако маленький ребенок глубоко внутри все еще хочет стать последним лучшим в чем-то важном, чем первым в несущественном.

Непредвзятый испанский ромком, напоминающий о лучших свиданиях и тех временах, когда герои не изрекались догматическими монологами. При должной сноровке так могут многие, но получается почему-то далеко не у всех. Самое незаметное внезапно стало исключительным.

Здесь должно было быть что-то отчаянно тупое, как «Полный расколбас» или вот «Война против всех», но потом возникла фигура Стивена Лэнга с клизмой из спермы. Уникальность «Не дыши» в том, что очень сложно снять захватывающий фильм на выбранную тему, так как обычно чуть ли не с самого начала зрителю известно больше, чем персонажам. Непозволительно!

Фильмы Дэвида Маккензи проходят стороной без лишнего шума, но это ни сколько не умаляет их достоинства, учитывая жанровое разнообразие в трудах режиссера. «Любой ценой» можно назвать нео-вестерном, но куда важнее не только изобретательная и подзабытая эстетика, но драматические причины, которые подталкивают людей на игру в казаков-разбойников.

Все это где-то уже было, будто бы каждый знаменитый фильммейкер с еврейскими корнями обязан сдать зачет по теме. Но Кончаловскому удивительно способствует чувство меры при создании холокостической исповедальни. По сути, здесь нет ничего лишнего, кроме любимой жены режиссера в главной роли, а вся война остается за кадром. И только призраки проглядывают из лесной чащи вдалеке.

«Перестрелку» хочется упомянуть по той простой причине, что зритель получает ровно столько, сколько обещано. Это жанровый образец про столкновение в ограниченном пространстве, но с примесями сценарной контузии. Да, диалоги не отличаются изысканностью, как у братьев МакДона, хотя персонажи отчаянно пытаются насмехаться друг над другом, а некоторые ходы и улетучивающийся саспенс не позволяют оставить след в сердце.

С «Хардкором», как и с любым хорошим фильмом, довольно странная история – стабилизация камеры оставляет желать лучшего, от постановки натурально укачивает, а сюжет напоминает отборнейших представителей из тех фильмов, от которых сейчас открещивается любой нормальный человек, с довольно странными нотками на стыке фантастики и мистики. Но за главного героя болеешь, как никогда, — эффект погружения настолько велик, что хочется замочить даже голливудскую красавицу, признающуюся в любви.

Споры о «Дэдпуле» не утихают до сих пор – у одних бомбит, что кого-то выносит с лубочных шуток, у кого-то, наоборот, чешется вопрос, а как можно здесь не умилиться? Дело в том, что «Дэдпул» своим выходом обгадил не только отношения киноманов, но и в целом жанр кинокомикса в его современном виде. После дурацких плясок Рейнольдса в трико, зачастую сюжетно хаотичных, остается только скучать. Дитя постмодернизма снимает маску, а за ним обнаженная и бесхитростная доминанта комикса. Что говорить, если даже к «Логану» сделали секретную фанатскую концовку с самым краснозадым антигероем, а без памятного интро теперь никуда.

Снятый на весеннем калининградском анклаве «Ученик» – очень неудобный фильм, а порой чрезмерно эпатажный. То ли противостояние более странного ученика и не менее странного учителя, то ли критическая декларация по религиозным анахронизмам, то ли, опять и опять в русском кино, рефлексия по современной России, застрявшей глубоко по разным причинам в пережитках прошлого. Живет надежда, что скоро можно будет снимать драмы о чем-то еще, но желательно не в пример перверсивной и мытарствующей Европе.

Медийная сеть Netflix набирает обороты и продюсирует за собственные средства полнометражные фильмы. «Основные принципы добра» — показательный пример того, что может получиться на выходе; лучезарная и горько-сладкая история про мальчика с физическими недостатками и его взрослую няньку. Без излишнего морализаторства, плаксивости, без проката в кинотеатре, но с покупкой в электронном кинокаталоге.