Виктория Горбенко вспоминает 11 лучших мелодрам 2016 года

11. «Любовь и дружба», реж. Уит Стиллман

Экранизация неизданного при жизни романа Джейн Остин «Леди Сьюзан». Молодая вдова, обладательница блистательного ума и сомнительной репутации, приезжает в поместье деверя в надежде поправить шаткое финансовое положение. Для этого ей нужно выдать замуж неуклюжую дочь, ну, или саму себя.

Костюмная мелодрама, рассказанная оригинальным язвительным языком Остин. Беспроигрышный вариант для любителей поджанра и для тех, кто подходит к выбору фильмов излишне осторожно. Впрочем, Уит Стиллман достаточно иронично относится к классическому роману, да и сама леди Сьюзан – персонаж достаточно комический. Что не мешает ей изящно выпутываться из безвыходных ситуаций. Героине приходится выживать в патриархальном обществе, полагаясь исключительно на очарование, смекалку и непревзойденное ораторское мастерство. Между прочим, только из-за возможности поболтать от души Кейт Бекинсейл могут позавидовать коллеги, снявшиеся в громких кассовых хитах.

10. «Чистая любовь», реж. Ли Ын-хи

Анонимно присланная кассета возвращает ди-джея музыкальной радиопередачи во времена его юности. Тогда он проводил каникулы в рыбацкой деревушке со своими друзьями и был влюблен в хромую девушку, о которой все они трогательно заботились. Фильм сентиментален и непривычно, на первый взгляд, эмоционален. Вместе с тем, именно в азиатском жанровом кино черпает вдохновение анемичная голливудская культура. Не только кровавый «Олдбой» и жуткие «Звонки» и «Проклятья» удостоились разной степени позорности ремейков. За спиной романтических «Дома у озера» и «Дрянной девчонки» тоже стоят корейские оригиналы.

Прозвучит, возможно, достаточно неубедительно, но именно на Востоке сейчас можно найти потерянную и забытую искренность. «Чистая любовь» — это простая и хрупкая история о последнем лете детства. Крепкая дружба и несмелая первая любовь, которые кажутся вечными. Манящий своей недоступностью остров, где нагретые солнцем скалы отдают тепло молодым телам. Огромный мир, раскинувшийся у ног, пока в динамиках старенького кассетника A-Ha просят о последнем шансе.

9. «До встречи с тобой», реж.: Теа Шэррок

История любви богатого квадриплегика (Сэм Клафлин) и его чудаковатой, неприлично жизнерадостной сиделки (Эмилия Кларк). По совместительству — первая экранизация очень сентиментальной и столь же популярной беллетристики Джоджо Мойес. Кино отличается идеальным балансом смешного и печального, а также нетривиально обыгрывает набор мелодраматических штампов. По касательной затрагивая тему эвтаназии, фильм концентрируется на менее социальной, а потому более подходящей жанру проблематике конечности любовного чувства. Впрочем, главным достоянием картины все равно стали брови Эмилии Кларк.

Подробнее о них и картине в целом вы можете прочитать здесь.

8. «Петербург. Только по любви», альманах

Полифоничное высказывание о любви городу и просто о любви. Семь короткометражек от семи женщин-режиссеров получились разными и по настроению, и по художественной ценности, но именно из этой разноголосицы, из фрагментов субъективных реальностей рождается цельная картина. В конечном итоге, монологи об искусстве, сложности современной коммуникации и удивительное разнообразие мира, скрытое за повседневной рутиной, складываются в единый протяжный, но не лишенный надежды вздох о том, как трудно быть женщиной в этом вашем мужском мире. Полилог где-то на стыке цветаевского «Бог, не суди, ты не был…» и шнуровского «В Питере — пить».

Тем и уникально.

7. «Светская жизнь», реж. Вуди Аллен

Застенчивый юноша Бобби переезжает из скучного Нью-Йорка в сияющий золотом 1930-х Лос-Анджелес. Дядюшка Фил устраивает его к себе на работу и знакомит со знаменитостями. Секретарша Фила Вонни обучает премудростям местной жизни, а заодно разбивает сердце.

Киногод потерял бы что-то важное, некую константу, если бы Вуди Аллен не снял новый фильм. Поразительно, как несколько десятилетий к ряду ему удается смешивать одни и те же ингредиенты, и получать разный результат. Пусть ожидания на этот раз затмили непосредственно фильм, и второй «Полночи в Париже» не случилось, мы все равно будем любить старика за то, что он удовлетворяет нашу потребность «на поговорить». За смех над собой и всеми нами. За неизменно чудесный каст, пусть даже Стив Карелл играет замену Брюса Уиллиса, Джесси Айзенберг играет Вуди Аллена, Кристин Стюарт играет объект зрительского обожания, а Блейк Лайвли играет жену своего мужа. Алленовская комедия перерастает себя, наполняясь печалью по несбывшемуся. Тоской по тому, что было на расстоянии вытянутой руки и вдруг осыпалось блестками конфетти. Растворилось в ночном небе змейкой праздничного фейерверка.

6. «Франц», реж. Франсуа Озон

Окончена Первая мировая война, в маленьком немецком городке царят идеи возрождения сильной Германии и ненависть к французам. Потрясающая красавица Анна носит траур и ведет тихую жизнь в семье своего погибшего жениха. Однажды на могиле возлюбленного она встречает утонченного парижанина и узнает, что еще до войны он был дружен с ее Францем. Анна приводит нового знакомого в дом, где его встречают сначала с ненавистью (отец) и осторожностью (мать), но затем принимают за родного, ведь только в рассказах чужака продолжает жить их собственный сын. Однако в отношениях Адриена и Франца скрыта какая-то мрачная тайна.

Изысканная черно-белая лента с возвышенным классическим саундтреком – это ремейк пацифистской драмы Эрнста Любича «Недопетая колыбельная». Озон расширяет ее границы, меняет акцентовки и превращает в мелодраму с элементами детектива, стилизованную под ретро. Во «Франце» бессмысленной разрушительности войны противопоставляется животворящая сила искусства, которое только и может претендовать на истинность. Впрочем, с тем же успехом это может быть кино о ссоре двух сестер, Франции и Германии, после которой первая вернулась к прагматике мирных будней, а вторая с гордо поднятой головой предалась самоубийственным иллюзиям.

5. «Ла-Ла Ленд», реж. Дэмьен Шазелл

Трогательное, местами неловкое и то же время очень самоуверенное признание в любви Золотому веку Голливуда. Гимн мечтателям всех мастей, подробная расшифровка цены успеха, современный парафраз легендарной «Касабланки». Семь Золотых Глобусов, рекордные четырнадцать номинаций на Оскар, восторженная критика и искренняя зрительская любовь. Причины, по которым история любви неудачливого джазмена (Райан Гослинг) и официантки, жаждущей стать актрисой (Эмма Стоун), покорила всех, кроме последних зануд и сухарей, достойны отдельного социологического исследования. По этим и множеству других причин список лучших мелодрам прошлого года никак не мог обойтись без «Ла-Ла Ленда».

4. «Синг Стрит», реж. Джон Карни

1980-е, Ирландия, экономический кризис. Родители Конора не могут оплачивать учебу в старой школе и отдают его в церковное учебное заведение. Несмотря на тоталитарные замашки директора и издевательства местного гопника, юноша не теряется. Он проявляет настоящий бунтарский дух и создает из банды местных аутсайдеров настоящую рок-группу. Здесь, впрочем, не обходится без желания понравиться кажущейся очень взрослой и самостоятельной девчонке.

Джон Карни снимает уже третий фильм о том, как музыка способная изменить жизнь. «Синг Стрит» — типичный представитель санденовского формата. Это лаконичная, немного наивная история о взрослении, самовыражении и стремлении к мечте, которые, как известно, редко обходятся без разочарований. Прелесть в том, что больше всего ее хочется пропеть. Желательно – на мотив The Cure или Duran Duran.

3. «Дэдпул», реж. Тим Миллер

Уэйд Уилсон – спецназовец в прошлом, наемник в настоящем — узнает, что болен раком. Поведясь на инновационное лечение, он получает мутаген в кровь, а неудачно пошутив над врачом – асфиксивный шок и обезображенное лицо. В силу природной стеснительности Уэйд не решается предстать в новом обличье перед невестой, а потому устраивает заварушку с целью найти злодейского доктора, чтобы тот вернул все, как было.

В самом смешном кинокомиксе ушедшего года герой Райана Рейнолдса не только бесстыдно матерится, громит четвертую стену и строит Темную башню и всячески демонстрирует пренебрежение жанром, но и предстает фигурой мелодраматической, трепетным Ромео, готовым разрушить Нью-Йорк от одной большой любви к своей Джульетте легкого поведения. Если вы по какой-то нелепой случайности не посмотрели «Дэдпула» в прошлый День Святого Валентина, сейчас самое время исправить это досадное недоразумение.

2. «Джульетта», реж. Педро Альмодовар

Джульетта собирается уехать из Испании вслед за своим женихом. Но у нее внезапно появляется надежда найти пропавшую много лет назад дочь. Женщина переезжает в свою старую квартиру и погружается в воспоминания о молодости, понемногу приближаясь к роковому событию, разрушившему ее семью.

Зрелый Альмодовар может показаться скучным поклонникам безумства его ранних фильмов. «Джульетта» поражает иным. Тем, как удивительно гармонично могут сосуществовать интонационное спокойствие и цветовая экспрессия (режиссер продолжает использовать только глубокие, насыщенные цвета). Проходящая лейтмотивом «Одиссея» отдает «Джульетте» темы вечного возвращения, взаимоотношений отцов и детей,  где непрестанные странствия Улисса за чертой поэмы обязательно превратятся в скитания Телемаха. Дети начинают понимать родителей, лишь встав на их место. Молчание разрушительно, прощение медлительно, а кровь не вода.

1. «Свет в океане», реж. Дерек Сиенфрэнс

Ветеран Первой мировой Том Шербурн (Майкл Фассбендер) получает должность смотрителя маяка. Это уравновешенный и достойный мужчина, суровое немногословие которого очаровывает юную Изабель (Алисия Викандер). Они счастливы на уединенном острове, но их супружеская жизнь омрачена безуспешными попытками героини выносить ребенка. Когда к берегу прибивает лодку с мертвым мужчиной и новорожденной девочкой, Изабель воспринимает это как неожиданный дар небес. Том призывает заявить о случившемся, но ради сияющих глаз супруги ему приходится согнуть нравственный стержень, пожертвовав таким образом важной частью себя. Ситуация усложняется, когда герои сталкиваются с настоящей матерью ребенка (Рейчел Вайс).

Прекрасное актерское трио разыгрывает утонченный конфликт трех истин на фоне захватывающих дух пейзажей. Это кино о том, как бывает невыносимо больно, когда любовь сталкивается с долгом, о том, что за даже за морально очевидные поступки иногда очень сложно заслужить прощение, и о том, как каждый изолирован в западне совершенного выбора – как маяк, одиноко сияющий между океанами. Режиссер Дерек Сиенфрэнс («Валентинка», «Место под соснами») оставляет героев на безлюдных новозеландских просторах, среди выжженной тусклой травы и безучастного плеска волн. Равнодушие окружающего мира подчеркивает, что человек человеку – единственный свет.