Анастасия Плохотина вспоминает лучшие фильмы ужасов прошлого года

Фильм-эксперимент от Трэя Эдварда Шульца с тотальной ампутацией роли зрителя. Сторонних наблюдателей просят удалиться, остаются лишь те, кто принимает вызов: с коротким интервалом времени вам необходимо решать дилеммы постапокалиптического мира. Помочь ближнему своему или пренебречь заповедью? Любовь ребенка или безопасность ребенка? Авторитаризм или демократия? Что выбрать, когда обе чаши весов предлагают тебе только полное жестокости и несправедливое решение? Сама по себе справедливость – это термин вне заданной реальности. Напряженная, но не гиперболизированная атмосфера, цепкий сюжет и открытый финал: компоненты, не подходящие к лекалам современного хоррора, каким мы привыкли его представлять. Лента Шульца не задаёт новый стиль и не открывает следующую кровавую эпоху, зато безупречно увлекает уставших от обрядов экзорцизма и призраков, терроризирующих старые дома.

Хоррор в стиле out-moded adventure, прописанный в жанровых особенностях Жюля Верна. «Атлантида» — это повествование от первого лица, серо-ледяная гамма, романтика пожелтевшей от времени бумаги и укрытых туманом тайн. Ксавье Жанса экранизировал книгу «Холодная кожа», превратив её в эстетически прекрасный жанровый букет, балансирующий на грани физической и ментальной борьбы. Тонкая смысловая нить соединяет местных рептилий с «Химерой» Винченцо Натали, но сюжетная линия отдаёт предпочтение повествовательному элементу. «Атлантида» не столько пугает, сколько влечёт к глубинному ужасу, превращая Лавкрафтовские мотивы в нежный союз душ.

Экранизаций Кинга всегда ждут чуть больше, чем дядюшку Клауса с бархатным мешком подарков. В этом году, бесспорно, фанаты старика Стивена были удовлетворены в полном объеме и теперь ожидают вторую экранизацию многостраничного романа. Новое «Оно» — стильное и максимально авторское. Произведения Кинга плохо переносят модернизации и переосмысления, поэтому абсолютное единение текста и экрана дало очень приемлемый и приятный результат. Клоун Скарсгарда буквально за пару дней стал интернет-героем и олицетворением жанра, летающий шарик пугает лучше зубастых монстров, а Дерри – это снова легенда, будоражащая сознание.

Канадская фантазия на тему того, что можно увидеть во тьме и каким бывает чистое зло. Максимально неспешный, полный символизма и в меру «извращенный» для любителей нестандартных представителей жанра фильм. Это минимализм в чистом виде – два брата, один гигантский лес, всеобщий, всепоглощающий страх и ваша вера в то, каким будет лицо дьявола, если на него попадет луч фонаря.

2017 год богат самыми разными «человеками», хоррор-ниша просто взорвалась от всевозможных бабаек, легенды про которых написаны на коленке, а грим благополучно закуплен в соседнем магазине праздников. Вероятнее всего, до грядущих дней концепция просто не доживет. На фоне предшественников, Midnight Man – солидный господин с красивой историей, которая понравится всем рефлексирующим на «страхи детства». Его игра и сами повадки гораздо больше похожи на кошмар ребенка, чем нелепые «не думай» и «не выключай свет». Второе немаловажное преимущество полуночника – крепкий актерский состав, который знаком зрителю и вызывает большую эмоциональную привязанность, чем безликие подростковые лица. Ну а легкие нотки сюрреализма – это просто приятный бонус для противников картонных историй.

Ещё одна большая удача для Кинга – это не просто быть понятым, но получить минуту славы за короткие рассказы. Это та стезя, в которой Стивен превозносит персонажей забытых Богом мест, персонажей, которые остаются наедине не с дьяволом, а с собственными темными недрами. Лента погружает с головой в эпоху, уныние и настроение мести, врывающейся ледяным сквозняком в ровный американский быт. Реалистичный страх или страх реальности? De facto решают крысы.