Из жизни щепок

Изгой-один: Звёздные войны. Истории (Rogue One), 2016, Гарет Эдвардс

Глеб Тимофеев смотрит на спин-офф «Звездных Войн» с новой надеждой.

Давным-давно, в хорошо знакомой галактике: талантливый инженер с семьей живет в уединении, когда бывшим соратникам (вероятно, тогда еще по «Республике», а теперь уже представителям Империи) нужна помощь с постройкой супероружия – той самой Звезды Смерти, что в скором времени разнесёт Альдераан, как елочную игрушку. От предложения, как водится, нельзя отказаться – единственное, что успевает сделать Галлен Эрсо, это спасти дочь. Много лет спустя Джин Эрсо – одинокая ершистая бродяга, но именно ей суждено стать ключевой фигурой в планах повстанческого альянса – сначала наживкой, а потом и идейной вдохновительницей, сойкой-пересмешницей самоубийственной атаки в поисках хоть какой-то надежды.

Помнится, в сериале «Как я встретил вашу маму» Тед Мозби спорил, что нелепое поражение Звезды Смерти – вина подрядчика, а не архитектора. Благодаря «Изгою» мы знаем, что это не так – хотя, конечно, вопрос о степени намеренного участия или же технической слепоты непосредственных строителей остается открытым. Если вам когда-нибудь было интересно взглянуть на мир «Звездных войн» с точки зрения малозначимых обывателей (к примеру, жителей Геонозиса: жили себе жили, потом сепаратисты устроили военную базу, а джедаи порубали их в капусту) – то новый филлер-вбоквел подходит как нельзя лучше. Добираясь до периферии, события всех прошлых эпизодов проходят через «испорченный телефон» — джедаи и ситы превращаются в героев страшилок и анекдотов, сила – в религиозную доктрину и некое подобие культа для гиков, а людям приходится ежедневно иметь дело не с глобальным, а мелким злом: бюрократией, бытовым сволочизмом, амбициями посредственностей и так далее. Если когда-то вопрос «да как республика за период войн клонов превратилась в империю??» стоял остро, то «Изгой» дает ответ. Империя – это не Палпатин и Вейдер, империя – это все эти Таркины и Кренники, вся эта военная махина, полная противных стремлений дураков, заигравшихся во власть. Ситы честнее, они внушают мистический ужас, а не обычное отвращение. Пусть у них нет совести, но есть масштаб личности – которого, увы, недостает антигероям текущего «эпизода».

izgoj-retsenziya
«Изгой-один: Звёздные войны. Истории», рецензия

С положительными героями тоже не всё гладко – где-то это вина озвучки, где-то – традиционно «диснеевского» подхода, в чем-то – прокрустового монтажа. Очень рельсовые амплуа – вот вам comic relief, практически Флаундер и Себастьян, вот принцесса-разбойница, вот ути-пути «папа живи», вот внезапное спасение ex machina с прибаутками. Персонажи чаще несимпатичные – от саркастичного робота тянет холодной маркетинговой бездушностью, «главная мужская роль» — рыбоглазый функционер без харизмы, «главная женская» — в основном, хлопает красивыми глазами. Колоритный Со Геррера, герой Уитакера, получает чудовищно мало экранного времени, и его история, как и отношения с Джин, представлены куцым смешным диалогом. История «маленьких» людей требует настоящей драмы для контраста и равновесия, а не только невиданных масштабов мультикультурализма (здесь пришельцев меньше, чем вполне земного интернационала). Да, герои гарантированно не успевают надоесть – Звезда Смерти так называется не без причины – но при хорошей драматургии им при этом сопереживаешь, а не просто ощущаешь, что статисты жертвуют жизнями, чтобы заткнуть логические дыры в истории 40-летней давности.

Но об этом забываешь, потому что «как бы» на периферии, а на деле очень даже в центре, находится история самого Галлена Эрсо. Изгой – это он: человек, зажатый в тисках обстоятельств, сознательно испортивший главное супероружие Империи. У него не хватило духу выбрать героическую и бесполезную смерть, и он живёт наедине с вопросами своей совести. Для половины галактики Галлен – персонифицированное зло, предатель-перебежчик, для второй – предатель-саботажник и инструмент политического влияния, его хотят уничтожить все, хотя в этом нет никакого смысла. Его акт – не хитрый план, не вершина коварства, даже не самопожертвование – просто у человека, держащего руку на рубильнике апокалипсиса, осталась совесть. Он не герой, нет — но только потому, что при прочих равных в свое время выбрал жизнь, и нельзя его за это осуждать.

Если вам когда-нибудь было интересно взглянуть на мир «Звездных войн» с точки зрения малозначимых обывателей (к примеру, жителей Геонозиса: жили себе жили, потом сепаратисты устроили военную базу, а джедаи порубали их в капусту) – то новый филлер-вбоквел подходит как нельзя лучше. Добираясь до периферии, события всех прошлых эпизодов проходят через «испорченный телефон» — джедаи и ситы превращаются в героев страшилок и анекдотов, сила – в религиозную доктрину и некое подобие культа для гиков, а людям приходится ежедневно иметь дело не с глобальным, а мелким злом: бюрократией, бытовым сволочизмом, амбициями посредственностей и так далее.

В конечном итоге «Изгой Один» — неплохой спин-офф: динамичный, локальный, с хорошим балансом смешного и печального. В нем есть отличные сцены и занимательные истории, отменные ностальгические цифровые камео и пространство для вопросов – к примеру, почему Лорд Ведройдер принимает ледяной душ где-то на вулканической пустоши, а в мире с живописными пальмами а-ля Мальдивы стоит скучная башня с терабайтами данных; Связь со вселенной «Звездных войн» ощущается, и даже если где-то фильм выпадает из привычной стилистики или не вполне соответствует ожиданиям, то всяко неплохо поможет утолить голод в ожидании Episode VIII – или, пользуясь терминологией лучшего из персонажей «Изгоя» – «сила течет в нем, он един с силой».