Все смешалось в уме Ксавьера

Люди Икс: Апокалипсис (X-Men: Apocalypse), 2016, Брайан Сингер

Анна Дедова рецензирует новый фильм Брайана Сингера.

Прошло уже несколько лет со времен знаменательной цыганочки с выходом в исполнении Мистик, которая интегрировала новость о людях со сверхспособностями в сознание простых смертных. Сложившуюся в мечтах Чарльза Ксавьера гармонию между вашими и нашими нарушает случайность: в египетском городке силами покинувшей франшизу на одну часть црушницы Мойры пробуждается древнее зло – самый первый мутант Эн Сабах Нур, имевший много тысяч лет назад в стране только строящихся пирамид статус Бога. Ужаснувшись творящемуся в 1983 году беззаконию с помощью сеанса одновременного просмотра всех телеканалов мира сразу, Эн Сабах здраво решает (видимо, заглянув в будущее и насладившись выпуском кое-каких вестей) превратить нерадивое человечество в пыль, а на осколках цивилизации написать имена верных соратников-мутантов, которым и будет доверено заняться созданием brave new world-a. Так начинается предначертанный многими священными текстами Апокалипсис, но на радость всем любителям жизни на планете Земля в ряды Четырех Всадников затесался Магнето, еще не приобретший облик бескомпромиссного МакКеллена, а, значит, беспробудная рефлексия даст возможность все-таки переманить его на сторону неумолимо лысеющего МакЭвоя и спасти мир.

Люди икс Апокалипсис, рецензия
«Люди Икс: Апокалипсис»», рецензия

Когда-то Люди Икс на пару с Человеком-Пауком были единственно доступными на большом экране и при этом вменяемыми версиями комиксов, однако сейчас детищу FOX приходится с переменным успехом бороться с прародителями историй о мутантах – махиной под названием Marvel. И, пожалуй, «Апокалипсис» — первый звоночек, которому следует быть услышанным лицам компании, ответственным за развитие полноценной Вселенной, потому что именно ее, собственно Вселенной, в тонкостях сценария и не хватает, что превращает франшизу просто в серию случайных качественных фильмов. Икс-менам явно не хватает стэнд-элонов, которые позволят более внятно раскрыть драму персонажа, каждый из которых заслуживает отдельного внимания. Все-таки пары минут, посвященных семейной трагедии Эрика, недостаточно для понимания, почему он превратился именно в такого Магнето, как недостаточно и демонстрации внутренней борьбы Рэйвен, ставшей с приходом к роли Дженнифер Лоуренс главным маховиком для продвижения сюжета. Встреча же новых-старых героев и развитие их отношений, которые станут ключевыми в Последней битве, достойны если не отдельного полнометражного фильма, то как минимум сериала на одном из стриминговых сервисов. Вместо этого, сценой после титров создатели намекают на еще одну часть о Росомахе, исполнителю роли которого уже самому активно поднадоело красоваться с когтями из адамантия, в то время как Псайлок, одна из основных соратниц Логана и Дэдпула, маячила на заднем плане в фиолетовом боди в доставшихся ей эпизодических крохах.

На смену наскучившей «не такой, как все» тематике приходят вопросы, связанные со взрослением и принятием себя с помощью впечатывающегося в личность временного кода памяти, чем продолжает страдать троица символов первоклассных мутантов, к которой активно присоединяется и молодая поросль сил Икс.

Однако, несмотря на претензии к взаимному смысловому проникновению картин о Людях Икс друг в друга, «Апокалипсис» очень выгодно смотрится в качестве самостоятельного кинематографического элемента. На смену наскучившей «не такой, как все» тематике приходят вопросы, связанные со взрослением и принятием себя с помощью впечатывающегося в личность временного кода памяти, чем продолжает страдать троица символов первоклассных мутантов, к которой активно присоединяется и молодая поросль сил Икс. Даже каноничный комиксовый злодей Эн Сабах стремится именно к своеобразному решению этой проблемы – стиранию прошлого и настоящего мира и оставлении себя в вечности. Но тщетные старания повернуть все вспять или спрятаться от себя и своего прошлого как всегда ни к чему не приводят. К осознанию же этой простой истины персонажам придется пройти сквозь множество боевых сцен – от взрывов и поворота Земли против своей оси до рукопашной и спасения горящих в замедленной съемке. Эти большие битвы соседствуют с маленькими внутренними, каждая проигранная делает всех на шаг ближе к Апокалипсису, а те, что с исходом в нашу пользу – к Дням того самого счастливого минувшего будущего с рейтингом на выбор – PG-13 или R.