Стас Селицкий рассказывает о короткометражных фильмах, показанных на петербургском фестивале «Старкон»

В рамках фестиваля фантастики «Старкон» прошел кинофестиваль, который организаторы специально запустили для зрителей, любителей и профессионалов кинопроизводства. Стас Селицкий отсмотрел все 20 работ и спешит поделиться впечатлениями.

Отбор в шорт-лист производили по критериям профессионализма, качества исполнения, силе воздействия на зрителя, киноязыка, то есть общей кинематографичности. Невооружённым глазом видно, что все финалисты – это строго научная фантастика с разными жанровыми допущениями. Участвовало 140 сценариев, на основе одобренных было снято 70 короткометражек, в финал вышла счастливая двадцатка. Создателями были очерчены условия участия и элементы, что должны быть в фильме, но выбор жанра оставался на плечах участников.

Уровень профессионализма и качество фильмов заметно выросло с прошлого года, когда киноконкурс проводили в первый раз. Теперь многие фильмы созданы при участии небольших киностудий, студий видеопроизводства и компьютерной графики, хотя прокатного удостоверения для участия в фестивале не требовалось. Практически никакого инди-кино, социального кино, мало камерности, хотя подразумевается, что она должна остаться в приоритете с учетом продолжительности строго до четырех минут. В каждом втором фильме – сенсорный экран, проецируемый в воздухе, практически в каждом вообще – серьезная компьютерная обработка и проблематика от фантастов твердой эпохи, выраженная в развлекательной манере. Как ни странно, чистокровных хорроров или мультфильмов тоже нет, хотя для последних была заявлена отдельная категория по анимации. Есть ли в том определенная заточенность под продюсеров, или так пал выбор комиссии, но все представленные работы, вне сомнения, нацелены под высокий уровень реализации, часто с участием профессиональных актеров. По этой же причине многие работы смотрятся, как целостная подборка к сериалу-киноальманаху. Общая тематика, цветокоррекция, операторская работа, звуковое сопровождение из техно и рока невыгодно связывает фильмы, что поначалу трудно кого-то выделить эстетически. Основной бич – слабая драматургия. Многие герои остаются без цели и развития на протяжении фантастических сюжетов, они лишены экспозиции и предыстории, которая могла быть вплетена в нарратив повествования. Цель, как правило, сводится к банальному выживанию, либо раскрытию мира фильма, а посыл — к прописной истине. В конце следует вывод, подводящий черту под событиями, или неожиданно забавный сюжетный поворот, но, к сожалению, сказка так и остается без героев, которым хотелось бы сопереживать.

Выбор Стаса Селицкого

Лучший короткометражный фильм – Призвание

Работу из Мурманска выгодно отличает выбор злободневной социальной темы вне рамок сюжета и динамика на старте, благодаря чему действие захватывает с самого начала. Никаких долгих объяснений путем диалога или флэшбека, никаких промедлений. Так же это единственный фильм с правильно поставленной массовкой, что на выходе логически и органично вплетено в повествование. Есть подозрение, что изначально фильм должен был быть черно-белым, но потом авторы решили не уходить в старомодность, хотя именно отсутствие цвета и контраст еще больше насыщает нарратив и углубляет выразительность.

Лучшая режиссура – Измерения

«Измерение» осталось без награды, хотя девушка-режиссер из Перми удивительно точно ощущает материю своего фильма, то, из чего он соткан. Это размеренность, цветовые акценты, эротизм и нравственная проблематика, которая чуть больше нас всех. В контексте цельного работа смотрится удивительно органично, ведь небольшой шаг в сторону, и есть риск сильно сфальшивить.

Лучшая операторская работа – Прошивка

Команда «Прошивки» интересно проработали операторскую составляющую. По сути, это камерное диалоговое кино между двумя персонажами, но выбор композиции, крупность планов, ритм повествования позволяет выделить ленту. Крепкая, профессиональная работа.

Лучший сценарий – Наследие

«Наследие», как и некоторые другие работы, похожи на рекламу, так как ключевым предметом истории становится предмет или то, что он собой олицетворяет. Авторы «Наследия» пошли по пути Брэдбери и «Эквилибриума», предположив, что в будущем искусство будет под запретом. В фильме сильно проработана атмосфера недалекого будущего – по городу летают боты, Москва выглядит еще более застроенной, и по традиции много бликов, но это не главное.

Лучшие визуальные эффекты – Амфисбена

Картина с трудным названием «Амфисбена» удачно выступает на поле космических хорроров. Девушка пытается справиться с членом команды, которого поразил инопланетный вирус. Все по классике – чтобы выжить, нужно что-то потерять. В фильме сочетается компьютерная графика, грим и натуральные эффекты, все элементы работают, как слаженный механизм, направленный на идею выживания.

Специальная награда (приз симпатий) – День Рождения

Фильм проходит как комедийный скетч, хотя, по сути, он не смешной, а плохой. Тот случай, когда так плохо, что это очень смешно. За вычетом жанровых комедий фестиваля на безрыбье и рак — щука.

Выбор жюри

Лучший короткометражный фильм – Призвание
Лучшая режиссура – Стример
Лучшая операторская работа – Прошивка
Лучший сценарий – День Рождения
Лучшие визуальные эффекты – Наследие
Специальная награда (приз симпатий) – Кто и кем выдуман?