Защитники (The Defenders), 2017, сериал

Эрик Шургот рассказывает о первом сезоне нового сериала из вселенной Marvel

В последних полнометражных фильмах так называемой кинематографической вселенной Marvel прослеживается смещение в сторону большей «комиксовости» и уход от сложных конфликтов и условностей к сведенному до готовых шаблонов приключенческому повествованию. Пример конкурентов из Warner Brothers, создающих киновселенную DC, весьма наглядно продемонстрировал – можно снять комикс с аркадным сюжетом, быть заваленными «гнилью на томатах», номинироваться на «золотую малину», и при этом сорвать сумасшедшую кассу, оставив в восторге наиболее преданных фанатов, а критиков в недоумении. Мир кинокомикса «прямо сейчас» – разноцветная солянка из постоянно пересекающихся по поводу и без героев, освобожденных от дилемм вселенского масштаба в угоду стремительному повествованию. До недавнего времени, входящие в киновселенную Marvel, сериалы от Netflix имели собственный неонуарный стиль и представляли собой что-то вроде «островка человечности» в мире супергероики. Сорвиголова боролся с внутренними демонами, Джессика Джонс бежала от призраков прошлого, а Люк Кейдж варился в кипучем котле криминального Гарлема. Однако долгожданный общий сбор новой команды Marvel оставил куда больше вопросов о будущем сериалов Netflix, чем этого хотелось.

Кадр из сериала «Защитники»

Вообще-то «Защитников» для первого сериального кроссовера Marvel собирали с нуля и к оригинальной команде, той, что с Халком и Немором, они отношения не имеют. Новая банда задумывалась коллаборацией уличных героев, сражающихся с локальным злом, пока «старшие товарищи» из Мстителей озадачены всякими вторжениями инопланетных тварей. Тут как раз и случился первый «сбой» в структуре нового сериала. Главные враги «Защитников», клан «Рука», вышли на кардинально новый уровень. Это уже не просто кучка ниндзя, а могущественный преступный синдикат с многовековой историей, владеющий тайнами вечной жизни и грозящий уничтожить Нью-Йорк ради достижения собственных целей. Главные герои вынуждены решать если еще не планетарные, то уже как минимум глобальные задачи и это накладывает свой отпечаток на структуру повествования. В первом сезоне «Джессики Джонс» было полно отсылок к «Мстителям», одна из серий даже целиком строилась вокруг последствий первого фильма для простых Ньюйоркцев, потерявших близких и обвинивших в этом людей со сверхспособностями. Парадокс, но в новом проекте Netflix «Мстители» упоминаются вскользь и едва ли не однажды, тогда как по духу сериал стал как никогда ближе к полному метру вселенной. «Защитники» больше не индивидуальности, сражающиеся с собственными пронырливыми тараканами. Они команда-механизм, перед которым стоит задача по спасению тысяч людей, перебрасывающая все прочее даже не на второй, на третий план. Нет времени объяснять – плохие парни хотят устроить большой бадабум, а кто если не мы, ведь старина Кэп отращивает бороду в изгнании!

Второстепенные персонажи, коих за четыре отдельных проекта тут накопился почти что десяток, играют роль гордой галочки в касте. Они практически не влияют ни на сюжет, ни на главных героев, кроме разве что Колин Вон и адвоката Фогги, хотя «влияние» последнего отграничивается всего лишь дружеским «одобрямсом». Зачем нужен персонаж Триш, если её ни на сантиметр не подводят к перевоплощению в Адскую кошку? Какая роль у Карен, кроме как натужно изображать из себя ленивого репортера? Сюжет защитников не развивается ни на шаг в сторону от генеральной линии, при этом герои умудряются каким-то образом толочь воду в ступе диалогов, растягивая события двух ночей на восемь полноценных серий. Конфликт низводится до «надо ли нам строить из себя Мстителей или это не наша война?», противоречия упираются в банальное «ты богатый перец, а я на районе вырос и в каталажке сидел!». Скучным героям вторят утомленные злодеи, которые кочуют прямиком из «Сорвиголовы», теряя при всем прочем куски сюжетных арок. Зачем «Руке» было необходимо «Черное небо» и как оно повлияло на их продвижение к собственным целям? Перед кем отчитывался Стик и почему он так поздно вышел на Железного кулака? Шоураннеры предпочли обо всем этом забыть или же противостояние «Руке» окончательно перейдет в разряд мыльной оперы?

«Защитников» для первого сериального кроссовера Marvel собирали с нуля и к оригинальной команде, той, что с Халком и Немором, они отношения не имеют. Новая банда задумывалась коллаборацией уличных героев, сражающихся с локальным злом, пока «старшие товарищи» из Мстителей озадачены всякими вторжениями инопланетных тварей

Не все ладно в «Защитниках» и с экшеном. Драк тут много, но таких запоминающихся и мастерски поставленных, как в «Сорвиголове», нет и в помине. Все дело сводится к вялому кунг-фу и разве что в паре сцен имеется хоть какая-то изюминка. Что до эстетики, то тут все более-менее гладко и на стиле. Неонуар во всей его красе, с неоновым светом, отсвечивающим в окнах ночного Нью-Йорка. О брутальности же, похоже, скоро придется забыть – несмотря на все еще высокий возрастной рейтинг, сериал становится куда дружелюбнее к щепетильному зрителю, шарахающемуся от отрубленных голов и конечностей. Сюжет банально укладывается в два абзаца, персонажей сводят воедино под крайне надуманными предлогами, Мёрдок продолжает выяснять свои любовные дела с Электрой, а та цитирует Игритт: «Ничего ты не знаешь, Метти». Сигурни Уивер исполняет роль самой скучной злодейки КВМ, порядочно надоевшего Стика, наконец-то, сливают, а после титров финального эпизода зрителю представляют Карателя, который получает собственный сериал. И есть все основания полагать, что это будет последний сериал, выдержанный в первоначальном духе вселенной Marvel от Netflix.