Эрик Шургот хвалит фильмы Дэвида Гордона Грина, Киёси Куросавы и Джеймса Франко

Сильнее. Режиссер: Дэвид Гордон Грин (2017)

Рубаха-парень Джефф (Джейк Джилленхол) живет в Бостоне в одном доме с любящей приложиться к бутылке матерью, работает в гипермаркете, ходит с друзьями в бар и мило ухлестывает за одной прелестной зазнобой (Татьяна Маслани). Именно поддержка любимой девушки приводит парня в толпу зрителей бостонского марафона 15 апреля 2013 года, где взрывом ему отрывает обе ноги выше колена. Дальше, что вполне логично, Джеффа ждет новая, странная жизнь национального героя, окруженного почестями, нелегкая жизнь инвалида, с трудом способного сходить в туалет без посторонней помощи. И ведь неясно, что тяжелее – смотреть на обрубки ног, лежа в собственной ванной, или приехать на матч «Бостон Брюинз» для символического вбрасывания, чтобы снова ощутить себя среди ревущей толпы и вспомнить тот страшный день. Байопик, основанный на автобиографии самого Джеффа Баумана, чуть выгоднее отличается от большей части прочих экранизаций реальных историй хотя бы тем, что демонстрирует героя подчас в не самом приглядном свете. Не зацикливаясь на преодолении нечеловеческих трудностей, создатели «Сильнее» показывают миру обычного человека, потерявшего ноги не по своей вине. А человеку трудно, он падает в пучину пьянства, хамит преданной ему девушке, чередуя отчаяние с эйфорией. Прелесть фильма Дэвида Гордона Грина не в пропаганде американских ценностей (хотя куда уж тут без них), а в человечности персонажей, не просто преодолевающих трудности «вопреки», а переживающих беду вполне естественным для обычных людей образом. К тому же это просто хорошо поставленная драма, с могучим актерским ансамблем, вдохновляющая не опускать руки и верить в родных и близких даже в самый чудовищный момент жизни. Людей особо впечатлительных тут, правда, могут отпугнуть излишне натуралистичные сцены, но в фильме про человека, которому взрывом оторвало ноги, без этого просто не обойтись.

Пока мы здесь. Режиссер: Киёси Куросава (2017)

Что если есть во вселенной разум, значительно превосходящий нас в своем развитии? Не подобны ли мы для него рыбам, снующим по замкнутому пространству аквариума? Где-то в Японии высаживается разведгруппа пришельцев, способных вселяться в человеческие тела. Их цель – собрать информацию о принципах человеческой жизни, чтобы понимать, как лучше противостоять тем, кого они собираются подвергнуть массовому геноциду. Побочный эффект изучения принципов в том, что они буквально изымаются у человека, как нечто материальное. Это Куросава Киёси, с присущей ему иронией, возвращается к любимой теме последних дней человечества, на этот раз в рамках философской комедии. Столкновение цивилизаций приобретает форму социальной диффузии – лишаясь принципов, люди пересматривают собственные ценности, пришелец же, напротив, очеловечивается. Размышляя о жизненном укладе человечества, Куросава подвергает критике материальное, показывая людей, лишившихся понятия собственности или работы счастливыми, словно в противопоставление утратившим духовные ценности и оттого опустошенным. Куросава все закономерно подводит к одному, ключевому для общества понятию, завершающему процесс очеловечивания, название которого угадывается слишком легко. Самоцитирование доходит у японского режиссера то до стадии самоиронии, а то до абсолюта собственных идей, в конечном счете упирающихся в тезис, что пока еще остались на земле люди – надежда есть. Этой сияющей в рассветных окнах надеждой Куросава словно вновь переживает концовку собственного «Пульса», только делает это с еще большим оптимизмом. А все эти шутки, вроде доведенного до абсурда цитирования сцены с самолетом из вышеупомянутого «Пульса» или мимолетного камео, Куросаве простительно.

Горе-творец. Режиссер: Джеймс Франко (2017)

I did naaaht! Oh, hi Mark. Томми Вайсо навеки вписал свое имя в историю кинематографа сняв самый нелепый фильм всех времен. Соучастник преступления Грег Сестеро увековечил это имя книгой «Горе-творец». Страстный поклонник Джеймс Франко поместил его в рамочку и поставил на видное место, сняв одноименную экранизацию этой автобиографии. Хотя Джеймс и сотоварищи, если верить многочисленным интервью с членами съемочной площадки «Комнаты» и тому же первоисточнику за авторством Сестеро, многие события явно переиначили, если не сказать переврали. С другой стороны, вокруг феномена «Комнаты» гуляло столько всяких разговоров, что правда размылась со временем до состояния легенды. Поэтому любое художественное допущение авторов «Горе-творца» идет происходящему только на пользу. Франко, подобно своему герою (а он сам роль Вайсо и исполняет), тянет одеяло на себя, превращая ленту чуть ли не в бенефис. Виной тому не эгоизм Джеймса, но колоритный образ исполняемого им человека, его манера речи и поведение. Смотря «Комнату», люди смотрят на Вайсо. Смотря «Горе-творца», невольно засматриваешься на игру Франко. А в остальном – добродушная комедия, в которой к прославленному бездарю относятся с нескрываемой симпатией, выдавая его едва ли не за блаженного. Еще это прекрасный способ ознакомиться с культовой картиной и не тратить на нее собственное драгоценное время. Создатели фильма воспроизвели съемочный процесс наиболее знаковых сцен «Комнаты». Выглядит как очень краткое изложение с комментариями на полях. Любят в массовой культуре людей, пробивающих стены головами. Если CM Punk когда-нибудь получит еще один бой в UFC, то про него лет через 5 тоже могут снять байопик, и назвать его «Горе-боец», но это уже будет совсем другая история. Hi, doggy!