Человек-паук: Возвращение домой (Spider-Man: Homecoming), 2017, Джон Уоттс

Анна Дедова рассказывает о новом «Человеке-пауке»

Мир после появления Мстителей больше никогда не будет прежним: Капитан Америка глаголет прописные истины в обучающих видео для школьников, инопланетные технологии проникают на «черный» рынок, что требует создания полноценного Департамента по их контролю, а кто-то лишается всего, как простой работяга Эдриан Тумс, потерявший подряд на уборку города. Теперь даже Питеру Паркеру не нужно терять на своих руках дядю Бена, нет необходимости во фразе про большие силу и ответственность, да и про подпольные бои в клетке ему можно не вспоминать, потому что после событий «Гражданской войны» у Человека-Паука есть ОН – покровитель в лице Железного Человека, который и костюмчик нужного размера подгонит и уму-разуму постарается научить. Все, что остается укушенному подростку, – вести себя соответствующе, то есть бунтовать против нравоучений взрослых и искать на голову приключений, например, постараться разрушить нелегальный бизнес Эдриана Тумса, переквалифицировавшегося в оружейного барона с крыльями и в супервизорном шлеме. Так Человек-Паук возвращается домой – в семью Марвел, но кажется, что самой семьи в стенд-элоне персонажа гораздо больше, чем главного героя, и продемонстрировать эту интеграцию для съемочной группы важнее всего.

«Человек-паук: Возвращение домой», рецензия

В этом, пожалуй, и состоит одна из проблем картины – зрителю ни за что на свете не позволят забыть о том, в какой Вселенной теперь находится персонаж. Если в фильме не упоминают «стажировку» у Тони Старка, то рассказывают о Башне Мстителей. Если в кадре не появляется совершенно невнятный Хэппи, который участвует в фильме как будто только потому, что за большее количество экранных минут Роберт Дауни-младший запросил громадный гонорар, то сам Питер начинает пародировать Тора и его молот. О том, чтобы уделить внимание внутреннему миру взрослеющего героя, его принятию собственной силы, а не желанию бахвалиться и заниматься позерством, в сценарии не может быть и речи. Бытует мнение, что предыдущие версии Человека-паука были нытиками, но попытка в этот раз сыграть на контрасте при формировании персонажа не получилась удачной с учетом того, что именно Спайди был чуть ли не первым героем комиксов, чьим горестям и потерям под личиной Питера Паркера, чьей повседневной жизни уделялось достаточное внимание в печатных вариантах. Поэтому понять, чем отличается нынешний Паркер от прошлых, кроме неуемной болтовни, крутого супергеройского костюма и «горячей» тетушки Мэй, с первого взгляда невозможно.

Занятно, что если прошлый год можно было назвать годом противостояний в экранизациях комиксов после схваток Бэтмена и Супермена, Капитана Америки и Железного Человека, то в 2017 настало время отцов и детей. Но после взаимоотношений такого формата в заключительной истории Логана или даже Звездного Лорда, чьи «Стражи Галактики» все же не могут похвастаться глубиной материала, попытка навести мосты между Паркером и Старком смотрится не так многообещающе, а уж тем более не так трогательно. Разобраться, «кто есть кто» без костюма, старший товарищ младшему, наверное, все же поможет, но по-человечески между миллионером-плейбоем и простым пареньком из Квинса остается пропасть. Еще и поэтому значительных изменений в характере у Питера на протяжении картины не происходит, если не считать за такие клишированные рывки из последних сил из-под завалов. Но ведь именно такими метаморфозами и интересны экранизации о ранних годах героев – пожалуй, подходом в этой части и хороша недавняя «Чудо-Женщина», где героиня расставалась с иллюзиями о добре и зле. Вместо этого сценаристы кормят зрителя школьными переживаниями, которые навряд ли могут вызвать сочувствие.

Зрителю ни за что на свете не позволят забыть о том, в какой Вселенной теперь находится персонаж

Неужели кто-то всерьез думает, что низенький, худенький, глупый индус, ушедший далеко по привлекательности от Митхуна Чакраборти, может быть популярнее паренька с очаровательными веснушками и кубиками пресса, а в специальной школе с техническим уклоном ум и даже некое задротство могут быть не в почете? Вообще вся ученическая тусовка Паркера выглядела настолько безлико, что запомниться удалось только Зендайе благодаря тому, что наглядно проиллюстрировала выражение лица, с которым за всем происходящим хотелось наблюдать. Неудивительно, что злодею Стервятнику, который всего лишь хотел прокормить свою семью, пока не явились все эти ряженые супергерои, почему-то симпатизируешь больше, может, его сюжетную линию прописывали совершенно другие люди. Конечно, стоит сделать скидку на то, что фильм о подростках делался для подростков, а не для тех, кого перемололо в жерновах финансового кризиса. Жаль только в России у него рейтинг «16+».