Лишний элемент

Валериан и город тысячи планет (Valerian and the City of a Thousand Planets), 2017, Люк Бессон

Виктория Горбенко искренне сожалеет, что красочное и технически изобретательное зрелище до обидного не соответствует духу времени

2700 год. Космическую станцию «Альфа», похожую на разросшееся корневище, населяет пестрый разнопланетный контингент. Сотрудников местных правоохранительных органов, самодовольного майора Валериана (Дейн ДеХаан) и его строгую курносую напарницу Лорелин (Кара Делевинь), отрывают от флирта на нарисованном пляже и отправляют на новую операцию. В дебрях многоуровневого рынка, явно выдворенного в параллельную реальность из-за необъятных размеров, нужно найти маленького зверька – смесь мусанга, ананаса и ксерокса. Затем на Альфе образуется зона радиационного заражения, сурового командора (Клайв Оуэн) прямо на межгалактической Ассамблее ООН захватывают в плен антропоморфные существа с сияющей кожей, и все это оказывается как-то связано с событиями тридцатилетней давности, когда в ходе военной операции была уничтожена планета Мюл.

Начало приключениям двух космических спецагентов Валериана и Лорелин было положено на страницах французского журнала комиксов «Пилот» в 1967 году.  Люк Бессон с десятилетнего возраста был очарован графическими историями Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера. Вдохновившись выпуском «The Circles of Power» 1994 года, режиссер привлек Мезьера к работе над адаптацией футуристического мегаполиса с плотным воздушным траффиком для фильма «Пятый элемент». Тогда же родилась идея экранизации непосредственно «Валериана и Лорелин», отложенная в воплощении до момента созревания несовершенных технологий. Первоначальный вариант сценария был готов уже десять лет назад, но вышедший на экраны «Аватара» поднял планку слишком высоко, и выпуск картины снова задержался. Возможно, дело было также в очевидном сходстве кэмероновских на’ви и перлов — одной из инопланетных народностей, населяющих мир будущего Люка Бессона.

«Валериан и город тысячи планет», рецензия

Щепетильное отношение к проекту мечты сыграло с ним злую шутку, как довольно часто случается с подобными долгостроями. Кроме революционного «Аватара» и «Пятого элемента», где уже были использованы визуальные мотивы «Валериана» и схожая с ним риторика, множество оригинальных концепт-артов прочно ассоциируются с другой далекой-далекой галактикой. Мезьер злился и атаковал Lucasfilm, Лукас отмалчивался и никогда не признавал заимствований. Сейчас даже очевидные сходства уже не имеют никакого значения. Слишком  поздно срывать маску с изученного лица Дарта Вейдера или знаменитый золотой купальник с принцессы Леи. Это культ, застывший в карбоните, а новый фильм Бессона обречен вызывать у зрителя непрерывное чувство узнавания, иногда, к сожалению, очень близкое к самопародии.

То, что в «Пятом элементе» казалось естественным, несмотря на всю сентиментальность, например, та самая всепобеждающая сила любви, в «Валериане» приобретает рудиментарный характер. Не последнюю роль в этом играет крайне неудачный кастинг. Актерские способности Кары Делевинь в основном сводятся к гримасничанью и гимнастике для бровей, но самым слабым звеном оказывается Дейн ДеХаан, больше похожий на школьника, чем на бывалого спецагента. Слишком юная наружность протагонистов вступает в конфликт с характером их отношений (Валериан хочет жениться, Лорелин его отвергает), что лишает любовную линию минимально необходимой достоверности. Сомнительным оказывается и решение Клайва Оуэна изобразить типичного Кристофа Вальца. Зато приятной неожиданностью становится линия Итана Хоука и взятой им в сексуальное рабство Рианны. Несмотря на то, что поющий сгусток инопланетной слизи, способный мгновенно перевоплощаться, слишком похож на оперную диву Плавалагуну, он занимает достойное место в рядах придуманных Бессоном существ. Нарисованные обитатели Альфы – кровожадные «гоблины», рыбачащие на бабочек, симбиоз бронтозавров и ясновидящих медуз, трио торгашей, распространяющих информацию по принципу торрент-трекера, etc – все они намного эффектнее, обаятельнее и живее, чем основная часть актерского состава.

Когда лучшие комиксы соревнуются во мрачности и драматизме, Бессон сознательно снимает оптимистичную, инфантильную, цветистую фантастику

Именно в доскональной проработке удивительного мира, где хочется подолгу разглядывать каждую деталь, стоит искать и силу, и смысл детища Бессона. Ему прекрасно удается придумать похожую на уютное материнское лоно планету со спокойной женственной атмосферой, домами-раковинами и доминирующим розовым. Но как только трепетно визуализированный природоохранный и антивоенный посыл приходится озвучить напрямую, он сразу превращается в солдафонский речитатив. «Валериан» нужен, чтобы потеряться в галдеже огромного базара, погонять на плоском космическом корабле, перешучивась с бортовым компьютером, посмотреть лучшее в галактике шоу для взрослых и вовремя унести ноги от мозгоедов. Когда лучшие комиксы соревнуются во мрачности и драматизме, Бессон сознательно снимает оптимистичную, инфантильную, цветистую фантастику. Очень жаль, что времена, когда наивное очарование космооперы могло перевернуть киноиндустрию, давно прошли, и дети верят в совсем другие сказки.