Гусарская баллада

Распрекрасный принц (Charming), 2018, Росс Венокур

Дмитрий Котов — о плюсах и минусах анимационного фильма Росса Венокура

«Диснеевские принцессы» — это уже своего рода бренд. Женские образы из классических сказок понятны детям, любимы взрослыми и хорошо продаются. А вот тот самый условный Прекрасный Принц на белом коне, необходимый как неотъемлемая часть хэппи-энда с радужной перспективой для героини жить долго и счастливо, обычно тушуется где-то на вторых ролях. Пришло время вывести его из тени! Малоопытный Росс Венокур (не путать с другом Льва Лещенко) взял на себя смелось встать во главе амбициозного проекта, в котором выступил в качестве режиссера и сценариста. Одним из продюсеров стал Джон Х. Уильямс, уже набивший руку на создании осовремененных сказок во время работы над мультфильмами о Шреке, на что, кстати, намекает музыкальная тема из самого начала «Распрекрасного принца», вызывающая смутные ассоциации с ограми, болотами и ослами.

Принц Филипп имеет уникальную способность одним взглядом очаровать любую женщину в королевстве, из-за чего личная охрана еле успевает отбивать регулярные атаки разгневанных ревнивых мужчин. Виной всему заклятие, наложенное злой колдуньей с забавным «полулокализованным» именем Гневелин Невервиш. Наш пострел везде поспел: разбудил Спящую Красавицу, поцеловал Белоснежку и надел хрустальную туфельку на ножку Золушки. Теперь у него ровно три невесты и ровно три дня до 21-летия, когда ему наконец продадут алкоголь чары спадут, а королевство погрузится в хаос, беды и прочие ужасы. Спасти ситуацию поможет только свадьба и поцелуй истинной любви. Ну и, само собой, настоящий мужик обязан пройти обряд посвящения, выдержав три тяжелых испытания. Вот только принц даже поводьев в руках не держал, стрелять умеет только глазами, обезоруживать лишь улыбкой, а фехтовать — исключительно харизмой и обаянием. Тут очень кстати подворачивается провинившаяся перед королем виртуозная и весьма привлекательная разбойница Ленор с брутальными замашками, которая соглашается на сделку — за некое вознаграждение помочь нежному юноше стать мужчиной… Нет, не в том смысле, а в качестве умелого помощника, прилепив усы и переодевшись бравым солдатом. В общем, все мы смотрели «Гусарскую балладу» и знаем, чем такие истории заканчиваются…

Кадр из мультфильма «Распрекрасный принц»

Хоть в заглавие и вынесен красавец-сердцеед, движущей силой истории являются именно женские образы. Ключевым конфликтом здесь становится не противостояние центрального антагониста — злой колдуньи — с главными героями, а в первую очередь внутренняя борьба Ленор со своим вторым «Я». Это поиск баланса между независимостью и самодостаточностью с одной стороны и желанием быть красивой, женственной, любящей и любимой с другой. Кстати, одна из самых удачных сцен мультфильма, интересно оформленная как музыкально, так и визуально, посвящена именно этому — аллегоричная дуэль между двумя ипостасями Ленор на фоне простых, но понятных и выразительных символов вроде сердец, ключей и замкóв. В этой связи мультфильм актуален и метко вписывается в западные тренды — продвижение гендерного равенства и востребованность феминистских идей. Тут даже гигантские амазонки есть!

Пожалуй, основной недостаток фильма — сама 3D-анимация, заметно отстающая в качестве от современных работ ведущих студий. Уровень проработки персонажей, моделировка их движений и несовершенная артикуляция — это уровень, не сравнимый в местерстве со студией Pixar даже образца 20-летней давности. А частое использование стоп-кадра как художественного приема вызывает крамольную мысль о хитрой экономии бюджета. Однако персонажей этих не назовешь безнадежно неживыми и картонными. Более того, фильм изобилует по большей части удачными гэгами, пронизанными добродушным, порой очень метким стебом как над «диснеевскими» героями, так и над сюжетными нюансами известных сказок. Надолго запомнится юному и не очень зрителю рыжеволосая русалочка на рыбном прилавке и красная птичка Элли, косплеящая Рэда из Angry Birds. Главное, чтобы в ночном кошмаре не пришла Крестная Фея в образе пожилого трансвестита. Справедливости ради стоит признать, что всё это guilty pleasure и правда вызывает если не смех, то как минимум широкую улыбку.

«Распрекрасный принц» — по-своему уникальный мультфильм, в котором кондовые штампы перемежаются оригинальными находками и отсылками, неубедительные диалоги разбавлены симпатичным юмором, а посредственная анимация нивелируется актуальным и по-взрослому многогранным идейным наполнением

Рассказанная Венокуром история музыкальна, в оригинальной озвучке герои говорят и поют голосами не последних для западной поп-музыки исполнительниц: Деми Ловато, Аврил Лавин, Сия, G.E.M. Печально лишь то, что в целом саундтрек «Распрекрасного принца», состоящий из композиций разного качественного уровня, смахивает на плейлист 13-летней американской школьницы, ненавязчиво насилующий музыкальный вкус большинства зрителей, не входящих в первоочередную ЦА.

«Распрекрасный принц» — по-своему уникальный мультфильм, в котором кондовые штампы перемежаются оригинальными находками и отсылками, неубедительные диалоги разбавлены симпатичным юмором, а посредственная анимация нивелируется актуальным и по-взрослому многогранным идейным наполнением. Помимо месседжа о любви как всемогущей и всепобеждающей силе в русле традиционных ценностей, Венокур ворошит непростые вопросы самоопределения, поиска своей сущности и жизненного предназначения, затрагивает даже философские и совсем не детские вопросы «прыжка веры» и самопожертвования, между делом приоткрывая закутки загадочной женской натуры.