Гадящий лев, колдунья и закрытый шкаф

Тайна дома с часами (The House with a Clock in Its Walls), 2018, Элай Рот

Виктория Горбенко ругает семейное кино Элая Рота.

Однажды в семидесятых писатель Джон Беллэрс придумал готическую сказку для взрослых, но издательства эту идею не одобрили, и начало эпохи игр престолов пришлось отложить. Зато на свет появилась серия детских книжек про приключения Льюиса Барнавельта, сиротки, обучившегося волшебству в доме своего дядюшки Джонатана. Из этого студия Universal хотела, по всей видимости, соорудить новую поттериану, зачем-то посадив в режиссерское кресло автора мясных хорроров Элая Рота («Хостел», «Зеленый ад»). Но что-то пошло не так.

Послевоенное десятилетие. Малыш Льюис Барнавелт (Оуэн Ваккаро) носит смешные авиационные очки и очень любит словари. После смерти родителей он переезжает к дяде (Джек Блэк), хорошему фокуснику и второсортному волшебнику. Зловещее жилище напичкано магическими предметами и разнообразными часами. Как оказывается, тикающие вразнобой механизмы призваны заглушить один единственный, замурованный где-то в доме предыдущим жильцом, злым колдуном Исааком Изардом (Кайл МакЛоклен). Ухищрения не помогают, богомерзкие часы, ассоциирующиеся с бомбой замедленного действия, мешают спать по ночам, дядюшка психует и рубит стены топором. По пятам за ним ходит хорошая подруга и волшебница Флоренс Циммерман (Кейт Бланшетт), вооруженная зонтиком, печеньками и несмешными шутками. В это время Льюис читает магические книги, пытается найти новых друзей и уворачивается от продуктов жизнедеятельности одушевленного топиария со львиной гривой. В странном доме мальчик должен соблюдать всего одно правило: не открывать единственный закрытый шкаф, иначе агент Купер восстанет из обитой красным бархатом комнаты и заразит человечество синдромом Бенджамина Баттона.

Кадр из фильма «Тайна дома с часами»

Фильм интересно смотреть первые пятнадцать-двадцать минут, в которые происходит знакомство с главными героями и причудливым особняком, где картины на стенах заменяют телевизор, а дружелюбное кресло – собаку. Затем начинается быстрое пролистывание событий, сопровождаемое неуместным туалетным юмором. Топиарий гадит, где попало, не в силах приучиться к лотку, тыквы блюют самопереваренными внутренностями, а дядюшка проявляет симптомы энуреза. Легкая конфронтация Джонатана и Флоренс должна отвечать за вербальное остроумие, но в основном их пикировки сводятся к детсадовскому «ты жирный дурак / сама шпалу проглотила». Но если взрослые герои хотя бы как-то взаимодействуют, то механизм отношений Льюиса с ровесниками скрипит несмазанными шарнирами. А ведь в любой долгоиграющей истории вызывает привыкание именно химия между персонажами, раскрытие их индивидуальных историй и только потом – полчища заводных кукол, с которыми им предстоит сражаться. Того, что один мальчик любит необычные слова, одна девочка – жуков, а еще один мальчик – власть и баскетбол, недостаточно для задела на новую подростковую франшизу.

«Тайна дома с часами» могла оказаться чуть интереснее, сумей Рот более уверенно сыграть на территории взрослого кино, сохранив волшебный антураж. Предпосылки были.

«Тайна дома с часами» могла оказаться чуть интереснее, сумей Рот более уверенно сыграть на территории взрослого кино, сохранив волшебный антураж. Предпосылки были. Главный злодей, обладающий еврейским почему-то именем, прошел через горнило второй мировой войны и явно страдает посттравматическим синдромом. Он становится носителем идеи о том, что человеческому обществу лучше бы вообще не зарождаться. Но «тот, который будет смеяться», сам оказывается смешон. Полуразложившийся Кайл МакЛоклен потешно вытряхивает из ушей опарыши и делится своими солдатскими приходами, лишая зрителя любого шанса воспринимать себя всерьез. Сложно сказать, насколько Беллэрс способен потягаться с Дж.Р.Р. Толкиеном, но Элай Рот однозначно не Питер Джексон. Детская сказка в его исполнении остается всего лишь посредственной детской сказкой. Заданный темп до поры маскирует несостоятельность фильма как нового пристанища чудес, но ближе к концу становится очевидным, что залатанное кресло не идет ни в какой сравнение с фантастическими тварями из чемоданчика Ньюта Саламандера, и вполне можно было потерпеть еще несколько недель до премьеры «Преступления Грин-де-Вальда».