Реквием по катку

Тоня против всех (I, Tonya), 2017, Крэйг Гиллеспи

Редакция [POSTCRITICISM] благодарит портал КИНОАФИША.info и кинотеатр «Пик» за организацию предпремьерного показа.

Виктория Горбенко про то, достанется ли Марго Робби «Оскар», и почему-то про свою учительницу по химии. И немного про спортивную драму Крэйга Гиллеспи

Однажды моя учительница по химии сказала кому-то с последней парты, что для хорошей оценки ему придется постараться. А Миша и так ее получит, потому что он обаятельный. Героиня фильма «Тоня против всех» тренировалась без права отойти в туалет, ночами шила жалкие тюлевые костюмы, иногда отстреливала кроликов на полушубок, а потом выходила на лед и крутила – первой в Штатах – тройной аксель. Но судьи не были к ней благосклонны. Возможно, потому что ее звали не Миша, хотя, скорее всего, она им просто не нравилась. Грубая девица с вызывающе синими ногтями, белый мусор. Ее агрессивная манера катания не соответствовала нужному образу хрупкой пластичной фигуристки. Более того, при отменной технике Тоня Хардинг не могла способствовать созданию положительного имиджа страны на спортивных соревнованиях.

Кадр из фильма «Тоня против всех»

Отец ушел из семьи, мать измывалась морально и физически, муж подхватил эстафету домашнего насилия. И даже для пресловутой американской мечты, которая улыбается всем талантливым и настойчивым, Тоня оказалась недостаточно хороша. Национальная идея оказалась парадоксально не достижима для самого олицетворения Страны великих возможностей, фигуристки, которой, так же как Америкой, можно было или восхищаться, или ненавидеть. А ей всего-то и хотелось, что любви: родителей, непутевого супруга, зрителей. Все, что делала Тоня, она делала, чтобы заслужить одобрение. Но вселенная настойчиво препятствовала успеху, «награждая» то предвзятостью судей, то порванными шнурками, а то и анонимными письмами с прямыми угрозами.

Однако истина в картине Крэйга Гиллеспи не так очевидна, как может показаться. Фильм, чей сценарий собран из реальных видеоинтервью участников конфликта, и сам прикидывается документальным. Но как бы ни были убедительны речи Тони, ее матери, ее мужа Джеффа Гиллули, важно помнить, что все они ненадежные рассказчики. Каждый из них годами лелеял и пестовал свою собственную правду. Каждый всеми силами стремится перетянуть на свою сторону зрителя, нахально ломая для этого четвертую стену. Голоса персонажей перебивают друг друга, их разнородные воспоминания монтажно наслаиваются, и весь этот симпатичный сумбур придает происходящему комичности, не позволяя застояться в нише пресного байопика. Вершины абсурда действие достигает, когда драма о недолюбленной девочке с окраины Портленда вдруг превращается в криминальную комедию, населенную неудачливыми коэновскими болванами.

Это кино прежде всего о том, как Марго Робби очень хочет «Оскар» за серьезную роль. И роль действительно интересна, причем именно в связке со сложившимся образом ее исполнительницы

Надо отдать должное, изобразительные кунштюки талантливо маскируют доминирующее предназначение фильма. Картине суждено примоститься где-то между историями о дикой Риз Уизерспун, протаптывающей тихоокеанскую туристическую тропу к заветному болванчику, и утонченной Джулианне Мур, сопротивляющейся Альцгеймеру так, будто он по пятам преследует саму актрису. «Я, Тоня» — кино прежде всего о том, как Марго Робби очень хочет «Оскар» за серьезную роль. И роль действительно интересна, причем именно в связке со сложившимся образом ее исполнительницы. Тоня пыталась играть правильную благополучную девочку, чтобы получить шанс добиться успеха в главном (точнее — единственном) деле своей жизни. Марго для того же самого превращается в свой антипод, агрессивную деревенщину. Но толком не преуспела ни одна, ни другая. Задиристую Тоню на Олимпиаде в Лиллехаммере обошла более целеустремленная и стабильная Нэнси Кэрриган. Обворожительную Робби, кажется, переехало беспощадным бульдозером Фрэнсис Макдорманд, чья пламенеющая ярость чуть не спалила весь Эббинг, штат Миссури.