Планета-гопник Земля

Притяжение, 2017, Федор Бондарчук

Дмитрий Котов о новом фильме Федора Бондарчука

Бондарчук-младший привык снимать с пафосом и большим размахом. Неудивительно, что неоднозначность «9 роты», белозубая психоделика «Обитаемого острова» и эпическая пустотелость «Сталинграда» вкупе с немалыми амбициями успели создать режиссеру не самую завидную репутацию. Однако стоит признать, что упорство, трудолюбие, поиск себя и своей команды все же делают ему честь. Столь масштабный и смелый проект, как «Притяжение», в контексте пока еще становления российского блокбастера как направления, повысил ставки до максимальных значений. Поэтому сценарий переписывался несколько десятков раз, а многие сцены были пересняты, в том числе после работы с фокус-группой, что, по признанию самого Бондарчука, в его карьере случилось впервые. Более того, съемки велись под знаком строгой секретности, в том числе на объектах Минобороны РФ. Чего говорить, одного из членов съемочной группы едва не забыли на борту авианосца «Адмирал Кузнецов» и чуть не отправили к берегам Сирии…

Подробно описывать завязку сюжета в целом не имеет смысла. Рекламная кампания фильма, активно поддержанная телеканалом «Россия 1», в своей вездесущности уступила разве что агрессивно насаждаемому коллегами с «Первого» «Викингу». На Северное Чертаново упал космический корабль! Разрушения колоссальны, военные подняты по тревоге! Об этом широкие массы успели узнать задолго до премьеры. В сети даже появилась петиция от возмущенных жителей района с требованием запретить показ блокбастера в кинотеатрах ЮАО г. Москвы как порочащего честь и достоинство чертановских патриотов. Впрочем, к моменту выхода «Притяжения» на экран она набрала всего 45 подписей, причем некоторые из активистов не скрывали своего ироничного настроя. Основная же масса потенциальных зрителей была рада неожиданной пиар-акции в поддержку малой родины: дескать, доколе подбитые звездолеты будут крушить только Манхэттен? Чем Чертаново хуже?!

В отличие от продвигателей исторического фэнтези про князя Владимира, которым по-настоящему зрелищных кадров не хватило даже для внятного заполнения телеанонсов, создатели «Притяжения» оказались гораздо хитрее. В то время как народ дивился трейлерам с фантастическими видами рушащихся многоэтажек, самая неожиданная сюжетная линия была бережно сохранена в тайне. Так ли страшны незваные гости? Так ли непохожи на нас, землян?.. На эти вопросы предстоит ответить дерзкой старшекласснице Юле и ее близким — крутому бойфренду Артёму и строгому отцу — полковнику Лебедеву, на чьи плечи возложена миссия по деэскалации назревающего межпланетного конфликта.

"Притяжение", рецензия

«Притяжение», рецензия

Всецело голливудское качество визуальных эффектов не сильно уступает тем же «Трансформерам», где виртуозно проработан каждый миллиметр экранного изображения всевозможных Автоботов. Однако самое удивительное, особенно после «Сталинграда», что космический фильм-катастрофа Бондарчука с точки зрения идейного наполнения гораздо ближе не к попкорновым «бомбам» вроде «Армагеддона» или «Дня независимости», а к более глубокому и многопластовому «Району №9». Никаким «ура-патриотизмом» здесь и не пахнет. Несмотря на то, что вооруженные силы в итоговом счете показаны как добродетель, как защитники отчизны, присутствует и уже привычное всем нам вранье в новостях — например, про всего две сотни погибших из-за «ЧП», в ходе которого значительная часть 380-тысячного Чертанова была разрушена, пардон за каламбур, ко всем чертям. Язвительно точно подмечены признаки «полицейского государства» в действиях МВД — сценаристы подтверждают, что известные события в Бирюлеве и на Манежной послужили своеобразным «триггером» для развития сюжета в русле народных волнений под лозунгом «Это наша земля!».

Имея откровенный, но не вычурный социальный подтекст, повязанный на гопоте и скинхедах, фильм изобилует и юмористическими моментами. Причем это не только хохмы на уровне диалогов, но и своеобразные «пасхалочки» и отсылки вроде пришельца в футболке с портретом Гагарина или чёткого чертановского пацана, примеряющего инопланетный экзоскелет со словами «Зацени, я Аватар!». К слову, сам Бондарчук на пресс-конференции со смехом признавался в любви к фарсовой комедии Тима Бёртона «Марс атакует!». Вот только откровенный американизированный стеб Бёртона над глупыми людишками перевоплотился у нашего режиссера в полноценное морально-нравственное высказывание о несовершенстве общества — земного в целом и российского в частности. «Надо было на Финляндию падать», — с сожалением скажет главная героиня инопланетному посетителю, вызывая у честного воспитанного зрителя не только смешок, но и чувство стыда. Не за ксенофобию и не за выработанное в последние десятилетия настороженное отношение к чужакам любых сортов и расцветок. Не за резвую чертановскую молодежь, которая во многом-то ничем не хуже успешных жителей Рублёвки. А за уровень культуры в целом. За то, кто мы и куда идем.

Имея откровенный, но не вычурный социальный подтекст, повязанный на гопоте и скинхедах, фильм изобилует и юмористическими моментами. Причем это не только хохмы на уровне диалогов, но и своеобразные «пасхалочки» и отсылки вроде пришельца в футболке с портретом Гагарина или чёткого чертановского пацана, примеряющего инопланетный экзоскелет со словами «Зацени, я Аватар!»

Ложкой дегтя можно считать целый ряд мелких, но заметных логических курьезов, ошибок и нестыковок. Это и школьница, уверенно чувствующая себя за рулем «Гелендвагена», и ее одноклассник-нёрд, способный обращаться со сложным медицинским оборудованием, втихаря организовывая переливание крови в городской больнице, и странная траектория падения НЛО, вызывающая вопросы не только у жителей юга Москвы… И даже целёхонькие наушники жертвы крушения, от которой и мокрого места остаться не могло, найдены в первые же часы после катастрофы и аккуратно сложены в пакетик. Хотя если вспомнить арбалеты XV века в том же «Викинге», можно сойтись на том, что это всё не такая уж и большая лажа.

Конечно, целовать Федора Сергеевича в лысину с восторженными возгласами «прорыв» и «шедевр» было бы излишним, но нужно констатировать, что «Притяжение» стало лучшей работой режиссера, способной без стеснения конкурировать с самыми кассовыми и зрелищными зарубежными аналогами. И дело даже не в том, насколько захватывает вид терпящего бедствие космического корабля, облик которого был вдохновлен молекулой водорода и кольцами Сатурна, а то ненавязчивое изящество, с которым населению в очередной раз пытаются вдолбить простую истину: человечество в его нынешнем шатком положении может спасти только любовь. Настоящая, искренняя, жертвенная. О каких близких контактах третьей степени может идти речь, когда мы даже друг с другом общего языка найти не можем в границах родного спального района? И это, увы, не пафосная софистика, это объективная реальность.

Рецензия вновь посвящается все той же замечательной девушке Ларисе из Северного Чертанова, но тут уж, как говорится, все звезды сошлись…