Легенда № 14

Движение вверх, 2017, Антон Мегердичев

Сергей Феофанов остался доволен спортивной драмой Антона Мегердичева

1970 год. Советские спортивные функционеры увольняют с поста главного тренера баскетбольной сборной прославленного Александра Гомельского. На вакантный пост назначают тренера ленинградского «Спартака» Владимира Гаранжина; тот, засучив рукава, берется за дело: меняет тренировочные методики и радикально обновляет состав, делая из филиала московского ЦСКА сборную всей страны. Через некоторое время Гаранжин заявляет, что его команда способна победить непобедимую сборную США. Через пот и слезы сборная СССР доходит до финала Олимпиады в Мюнхене, где их соперниками становятся те самые американцы. Дальнейшее известно: драматические последние секунды, спорные судейские решения и легендарный бросок Александра Белова.

Картина режиссера Антона Мегердичева («Метро» и третьи «Елки») сделана по нехитрым и известным голливудским шаблонам, но этот метод работает: победы и поражения вызывают нужный эмоциональный отклик, а хронометраж в два с лишним часа не кажется избыточным. Толково и динамично поставлена спортивная часть: от баскетбола вряд ли устанут даже далекие от спорта зрители. Показ финальной игры – скрупулезный, точный и эффектный – стал, наверное, лучшим местом фильма; в эти минуты ленту хочется хвалить без всяких скидок на страну производства, это просто хорошо снято.

Кадр из фильма «Движение вверх»

У всех членов команды свои трудности: от больных коленей и плохого зрения до недовольства советским строем и больного сына. Эти проблемы запускают множество побочных сюжетных веток, добавляющих фильму объема. Сыну главного тренера необходима операция за рубежом, тяжелая болезнь сердца Александра Белова здорово запутывает его личную жизнь, а Модестас Пауласкас стремится бежать из страны свободы в мир прогнившего капитализма. Вот вояж в Грузию, вот тот самый захват заложников и аппаратные игры, а вот и игра в стритбол с американской шпаной: шпана будущих олимпийских чемпионов побеждает, а потом радуется победе СССР в финале: «Если эти белые парни обыграли звезд НБА, то мы, получается, еще круче».

Разумеется, фильм лишь основан на реальных событиях: драматургии ради создатели кое-что приукрасили, а кое-что – добавили от себя. Вольное отношение к фактографии вызвало недовольство родственников некоторых героев; из-за этих претензий Владимира Кондрашина (так на самом деле звали тренера сборной) переименовали во Владимира Гаранжина. Та же участь могла постигнуть Александра Белова, но обошлось. Некоторую неточность «Движения» сложно счесть серьезным недостатком (да и недостатком вообще) – в художественном кино драматургия порой важнее достоверности. Сложнее дела обстоят с теми сюжетами, которые касаются дружбы народов, — их здесь слишком много, а интернациональный состав сборной подчеркивается слишком грубо (в последние годы подобные темы кочуют из одной ленты в другую столь часто, что поневоле заподозришь в этом работу Федерального агентства по делам национальностей).

Картина режиссера Антона Мегердичева сделана по нехитрым и известным голливудским шаблонам, но этот метод работает: победы и поражения вызывают нужный эмоциональный отклик, а хронометраж в два с лишним часа не кажется избыточным

Еще одной проблемой картины становится ее вторичность. «Движение вверх» похоже не только на американский спортивный кинематограф (это понятно, естественно и объяснимо), но и на другие российские ленты последних лет. Артист Смоляков повторяет свою роль в «Высоцком», а кино в целом напоминает «Легенду № 17» в других декорациях (вместо льда – паркет, вместо шайбы – мяч, вместо Меньшикова – Машков, вместо Козловского – орава симпатичных молодых актеров). Впрочем, нельзя не признать – наши кинематографисты овладели жанром спортивного кино. Пока им удаются только эпические драмы с патриотическим уклоном, но лиха беда начало. Возможно, когда-нибудь мы увидим и что-то более тонкое – отечественный Moneyball, например. Фактура имеется, нужно только деньги на съемки найти.