Спасение семьи

Небоскреб (Skyscraper), 2018, Роусон Маршалл Тёрбер

Андрей Волков рецензирует боевик с Дуэйном «Скалой» Джонсоном

Боевик как жанр давно пребывает в кризисе, что неудивительно. Дело не только в том, что герои прошлого ушли в тень (вот и в этом году мы потеряли Берта Рейнольдса), а новые иконы экшн так и не появились, если не считать весьма мощно дебютировавшего под старость в этом амплуа драматического актёра Лиама Нисона. Прежде всего, исчез запрос на добро с кулаками. Молодое поколение неожиданно впало в коллективное детство и понесло в массовом порядке денежки боссам «Marvel». Поэтому что удивляться, что каждый год выходят на большой экран 5-10-15 экранизаций комиксов. Более того, и телевидение решило не отставать от большого кино, тоже экранизируя комиксы. Помечтать два часа, перенесясь в мир сказки — вот то, к чему пришёл экшн. Уже даже не предполагается никакой связи с реальностью — ни тебе уличных банд, ни наркоторговцев. Оттого и приходится сражаться Человеку-пауку с Веномом — у остальных злодеев нет преимуществ супергероя.

Но вот как раз в год 30-летнего юбилея классического образца жанра «Крепкий орешек» выходит «Небоскрёб», который, безусловно, пересказывает на свой лад сюжет этого давнего фильма. Лента комедийного автора Роусона Маршалла Тёрбера по всем параметрам антигеройская. Дуэн Джонсон, бывший рестлер, а ныне популярный актёр, предстаёт перед зрителями в непривычном амплуа. Нет, он вовсе не играет шекспировскую драму. Его поклонники ждут от него экшн-сцен, и они непременно получат их в полном объеме. Но это всё же другой Скала.

Уилл Сойер, бывший спецназовец, а ныне эксперт по безопасности, остался инвалидом после своего последнего задания, что уже ставит его в неравное положение перед группой террористов, которые захватили самое высокое здание в мире. Нет, не Бурдж-Халифа. Режиссёр-сценарист что-то слышал о строительстве китайцами небоскрёба-конкурента сталагмита из Дубаи, а потому решил пофантазировать, как он будет выглядеть. Более того, не упустил случая дать отсылки к захватывающим сценам из 4 части «Миссия: невыполнима», происходящим в Бурдж-Халифа.

Кадр из фильма «Небоскреб»

Нет, что вы, он вовсе не примазался к чужому успеху, а вступил в творческое соревнование – сцен, где зритель будет переживать за героя тут никак не меньше. Тем более Уилл Сойер не супермен, а человек из плоти и крови, что постоянно подчёркивает режиссёр. Ему приходится сложнее, чем всем остальным, тем, у кого две ноги, а не протез. Сойеру страшно, далеко не всё у него получается с первого раза, но при этом судьба бережёт героя. Балансирование на краю, между жизнью и смертью, вызывает прилив адреналина в зрителе, ведь он легко может себя поставить на место Сойера – у многих есть семьи, и люди часто готовы отдать жизнь, чтобы их спасти.

Роусон Маршалл Тёрбер не собирался снимать пафосный американский боевик а-ля «Падение Олимпа», поэтому разбавил злодеев другим не менее опасным врагом – огнём. Пожар, бушующий в здании, легко приковывает внимание. Тут и отсылка, может быть, несознательная, к «Вздымающемуся аду» Джона Гиллермина и недавнему хиту Скалы под названием «Разлом Сан-Андреас», где как раз в способность персонажей выжить в экстремальных условиях верилось с трудом – уж слишком много накручено опасностей. Кстати, режиссёр «Разлома…» Брэд Пейтон мог бы снять и «Небоскрёб», но продюсеры предпочли менее известного Р. М. Тёрбера, автора независимой сатиры «Мы — Миллеры».

Если не придираться к мелочам, то можно заключить, что перед нами очень хорошая жанровая работа, в которой есть именно то, что и должно быть в боевике – экшн. Р. М. Тёрбер также продемонстрировал завидное для режиссёра блокбастера чувство меры, легко балансируя между хорошо прописанным персонажем с ограниченными способностями и теми трудностями, которые ему приходится преодолеть. Жизнь – это борьба. Этот тезис Дарвина знают многие. Чтобы выжить и добиться желаемого, нужно иногда преодолевать себя. Неслучайно главный герой говорит своему сыну, что бояться нормально. Главное, чтобы страх не владел тобой.

«Небоскрёб» по-хорошему старомодный боевик, но сделанный с учётом современных высоких технологий и опасностей нашего мира. Терроризм сейчас гораздо более реальная угроза, чем во времена «Крепкого орешка», а пожары и вовсе случаются постоянно. Люди слишком полагаются на электронику, так что компьютеры незаметно начинают управлять самими людьми. Тот, кто имеет доступ к сети и обладает нужными знаниями, почти бог. Умные лифты, автоматические двери, системы пожаротушения – что-то выйдет из строя и человек окажется в ловушке им же созданных роботов. О том, что мы рабы вещей было известно ещё в библейские времена, и прошедшие со времён Христа века лишь подтвердили правоту его слов.

Человечный герой боевика теперь редкость – стремление изжить драматургию привело к логическому исходу – комиксу, где нет уже и грана реальности. «Небоскрёб» стоит посмотреть всем тем, кто считает, что старая школа боевиков умерла – да нет, жива и иногда даёт ростки

Режиссёр умело играет на страхах современного человека, встраивая философскую максиму бунта созданий против создателей в типичный для боевика сюжет о захвате террористами какого-либо объекта. А герой Скалы впервые не супергерой, пусть и пользуется клейкой лентой по примеру Человека-паука. Это просто человек, который хочет спасти семью и ничто другое его не интересует. Оставшийся нам в наследство от первобытных времён архетип мужчины-воина сливается с образами мужа и отца. Он и людей воспринимает через призму отцовства. Неслучайно Уилл Сойер сказал своему другу, что если бы не ранение, он никогда не встретил бы свою жену и у него не родились бы дети. Так на смену воину, за которого думает начальник, пришёл отец, который заботится о том, что ему дорого.

Человечный герой боевика теперь редкость – стремление изжить драматургию, заменив бестолковыми стрельбой и драками, как раз и привело к логическому исходу – комиксу, где нет уже и грана реальности. Нам остаётся только радоваться, подобно детям, – а вон как классно Человек-паук Веному навалял.

Мы так и не вышли из детского возраста и не желаем брать на себя ответственность. Поколения становятся всё более инфантильными, так что уже звучит как комикс, что Аркадий Гайдар в 17 лет был командиром полка. Да и кто помнит сейчас кто это вообще такой. Он же рэп не читал.

«Небоскрёб», безусловно, стоит посмотреть всем тем, кто считает, что старая школа боевиков умерла – да нет, жива и иногда даёт ростки. И отдельно стоит сказать, что Дуэйн Джонсон и Нив Кемпбелл хорошо смотрятся вместе, так что просто поверить, что они муж и жена. И опасности, с которыми сталкивается её героиня, совершенно другие, чем были в «Крике». Но и этой франшизе режиссёр нашёл возможность передать привет, если вспомнить сцену на мосту над самым эпицентром пожара, где вполне реальный злодей вооружился ножом, чтобы убить её. И, поверьте, это вовсе не потому что он переживал за Призрака, который никак не может догнать эту сучку из Вудсборо.