Психиатрическая больница Конджиам (Gonjiam), 2018, Чон Бом-щик

Эрик Шургот — о корейском мокьюментари-хорроре

Мокъюментари-хоррор, как жанр, фактически умер, не успев даже наплодить достаточного количества культовых кинолент, чтобы можно было составить мало-мальски приличных топ. Со времен испанского «Репортажа» прошло больше десятилетия, фильмы снимались с завидным постоянством, но каждый последующий лишь возводил в квадрат известные жанровые недостатки. Из всего, что выходило в последние годы, можно отметить лишь откровенно комедийный «Визит» Шьямалана и в какой-то мере новаторский «Убрать из друзей» Габриадзе, а в остальном, в лучшем случае, серость. Однако, умерев на большом экране, жанр массово воспрянул в формате коротких youtube роликов. Современные технологии, позволяющие, при наличии минимальных знаний, хорошего оборудования и прямых рук, снимать вполне себе правдоподобные постановочные видео, дали толчок к развитию целого блоггерского формата, быстро выбившегося в тренды. Все тоже мокъюментари, только в виде короткого метра, в котором «сверхъестественное» проявляет себя от безобидного хлопанья дверьми, до явления на камеру «во плоти». Некоторые блоггеры даже превращают просмотры своих роликов в интерактивный квест, в котором зрителям предлагается самостоятельно отыскивать на отснятом (и обязательно смонтированном) материале «сверхъестественное», сообщая о находке в комментариях. Формат набрал настолько бешенную популярность по всему миру, что его развитие пошло в итоге по спирали, и в Южной Корее был снят мокъюментари-хоррор о блоггерах, снимающих постановочные охоты за призраками.

Кадр из фильма «Психиатрическая больница Конджиам»

Конджиам – реально существовавшая в Корее психиатрическая больница, вокруг которой городских легенд родилось больше, чем вокруг знаковой, для московского урбанистического фольклора, ХЗБ. Именно в Конджиам, как не трудно догадаться, отправляются герои одноименной ленты режиссера Чон Бом-щика. И хотя фильм снимался не на «натуре», качество реконструкции можно оценить уже по одним только фотографиям из Гугла. Классическая жанровая завязка – жизнеописание веселых возлияний накануне ужаса, дорога к месту основного действа. «Gonjiam» совершенно ничем не удивляет в первые полчаса, чтобы оторваться на зрителе по полной во второй половине.

Не предлагая ничего революционного, фильм успешно выполняет забытую ныне жанровую задачу – он пугает зрителя. Это действительно криповое кино, где жуткие образы умело сочетаются с антуражем и мифологией локации

Не предлагая ничего революционного, фильм успешно выполняет забытую ныне, в эпоху так называемого пост-хоррора, жанровую задачу – он пугает зрителя. Это и вправду редкий зверь на пастбище современных ужасов – фильм, способный вызвать мурашки по коже благодаря аудиовизуальным решениям. Выражаясь простым современным англицизмом – это действительно криповое кино, где жуткие образы умело сочетаются с антуражем и мифологией локации. Самое смешное в том, что создатели «Конджиама» не выдумали по части «пугалок» ровным счетом ничего. Они просто скопировали ключевые атрибуты тех самых роликов, что и были для них предметами вдохновения, от все тех захлопывающихся дверей, до вселившихся в людей сущностей. Так сетевой фольклор, переплюнувший в жуткости профессиональную индустрию, проник на большие экраны. Но только не нужно думать, что фильм Чон Бом-щика – это только про «жесть на заброшке». Во главе сюжета тут людская алчность, когда жажда лайков и просмотров начинает доминировать над здравым смыслом и инстинктом самосохранения. От «Конджиама» не стоит ждать художественных откровений – это просто хорошо поставленное жанровое кино, каких, как ни странно, сейчас мало.