Звёздные войны: Последние джедаи (Star Wars: Episode VIII — The Last Jedi), 2017,  Райан Джонсон

Эрик Шургот рецензирует новые «Звездные войны»

Далекая галактика, как и прежде, в опасности. Подбадриваемые вечными разговорами своих лидеров о зыбкой надежде, остатки республиканцев, поджав хвост, бегут куда глаза глядят, лишь бы не быть сцапанными Первым орденом. Парень с именем телепузика при любом удобном случае рвется геройствовать, а мудрая Лея, взирая на последствия подобных геройств, едва сдерживается, чтобы не скинуть баламута в открытый космос с крейсера. Рей банным листом прилипает к потрепанному, но невероятно харизматичному Люку, просит слезно, мол, приди и порядок наведи. Старый джедай упирается, смотрит волком и толкует про то, что все наследие ордена джедаев неплохо бы уничтожить с концами (папа-то, в свое время, немного не смог). Впереди зрителя ждет два с лишним часа аутентичных «пиу-пиу», ностальгических реверансов и бодрых приключений, вполне себе в духе оригинальной саги. И если кто-то, смахнув слезу по временам высоких деревьев, ничтоже сумняшеся скажет, что это все и в подметки не годится какой-нибудь «приквел-трилогии», то киньте в него ведро попкорна, а лучше сразу банку колы.

Кадр из фильма «Звёздные войны: Последние джедаи»

Нет, «Звездные войны» уже действительно не те – пресловутый дух времени оставляет свой отпечаток на всех произведениях поп культуры. Оригинальная трилогия, как не латал и осовременивал её Лукас все эти годы, всецело принадлежит началу восторженных восьмидесятых, тогда как новая украшает витрину огромного гипермаркета, зовущегося студией Disney. Но в этом и кроется чуть ли не единственное серьезное отличие. Положа руку на сердце, история Люка Скайуокера всегда была сущим примитивом и полюбилась совсем на за глубокомысленный сюжет, а за совокупность уникальных деталей, родившихся в фантазии Лукаса и компании.  В эту вселенную были влюблены сразу несколько поколений мальчишек и девчонок, сражавшихся во дворе на палках, изображая джедаев. И всем им было, в сущности, глубоко плевать на ляпы и простой как две копейки сценарий. Откуда же сейчас вдруг взялся неистовый хейт в адрес новой трилогии в целом и к «Последним джедаям» в частности?

В какой-то момент вселенную звездных войн стали воспринимать слишком серьезно. Строить догадки относительно прошлого персонажей и будущих событий, прогнозировать и углубляться в едва ли не игропрестольные интриги. И это применительно к франшизе, в которой один из самых популярных среди фанатов персонажей — статист, произносящий всего пять реплик! Как будто бы в классической трилогии был сложный и запутанный сюжет, с большим количеством неожиданностей, нежели одна, та самая, уже ставшая мемом. Новую трилогию корят в вырванности из контекста, отсутствии предысторий и обилии белых пятен, но разве классические, лукасовские фильмы не стартовали с места в карьер, без объяснения, почему какие-то повстанцы воюют с какими-то плохими парнями? Это уже спустя годы пресловутую отводную шахту «Звезды смерти» заткнули «Изгоем», но долгие сорок лет никого не волновал столь пошлый, по меркам серьезной фантастики, твист.

Новый эпизод так же вальяжно расположился где-то на уютной обочине, вдали от «серьезного» и «большого» кино, рядом с «Дэдпулом» и «Стражами галактики». Он яркий, стартующий со зрелищной космической баталии, вновь играющей на ностальгии по «битве у Явина», но этот трюк, похоже, Disney будут самым наглым образом проворачивать еще лет десять. Меж тем, новый эпизод неожиданно приятно удивляет. Например, смысловыми реверсами, когда кажущийся злодей оказывается настоящим героем, а рождения нового «Хана Соло» так и не случается — это у Лукаса продажный контрабандист влюбился и в принцессу и встал на светлую сторону, в реальности всегда есть кто-то между плохими и хорошими парнями, нужно только предложить ему достойное вознаграждение за труды. И в этом смысле новые «Звездные войны» даже куда серьезнее своих предшественников. Забавно, не правда ли?

Новый эпизод вальяжно расположился где-то на уютной обочине, вдали от «серьезного» и «большого» кино, рядом с «Дэдпулом» и «Стражами галактики»

Теперь о действительно плохом. Упомянутая выше пестрая витрина Disney трактует свои правила. Из «Последнего Джедая» тут и там торчат уши мерча: птички порги, что еще мимишнее Эвоков, ледяные лисы, «монашки» из храма джедаев. С комичностью в фильме явный перебор, она контрастирует с  наигранной серьезностью некоторых сцен настолько, что нет-нет, да возникает ощущение, что это все чуть ли не пародия на самих себя, сопоставимая с тем самым рождественским выпуском. За Чубакку, кстати, особенно обидно, он окончательно ушел на третий план и превратился в клоуна, призванного веселить детско-юношескую аудиторию. Радует хотя бы то, что в плане визуализации, люди, работавшие над новой частью саги, не подкачали. Те же лисицы выглядят невероятно стильно, хоть и подходят больше вселенной Гарри Поттера. А как Райан Джонсон работает с цветом, визуально закольцовывает историю Люка или отображает связь Рей и Кайло? Тут без прорывов, но в рамках мейнстрима — великолепно.

«Звездные войны», кто бы что ни говорил, держат марку среди обилия фантастических боевиков, кинокомиксов и ремейков. Люк стал слишком могущественным, Лея парит в космосе как Супермен? Что же, у них были долгие сорок земных лет практики, да и по части развития технологий человечество за эти годы совершило титанический рывок, поэтому в кино есть возможность показать практически что угодно. Когда-то новые эпизоды выходили раз в несколько лет и воспринимались чем-то эпохальным. Реальность такова, что теперь каждый год будет приносить нам по фильму, пока это будет выгодно студии Disney. Прогалы при такой интенсивности становятся заметнее, хотя новый эпизод является хорошим связующим звеном в новой трилогии. И если уж на то пошло, внимательный зритель и в нем заметит множество зацепок для того, чтобы начать строить догадки. Но главное в том, что фильм Джонсона самодостаточен и рассказывает увлекательную историю, а это всегда и было залогом успеха «Звездных войн».