Стеклянный замок (The Glass Castle), 2017, Дестин Креттон

Дарья Смолина рассказывает об экранизации бестселлера Жаннетт Уоллс

Молодая журналистка Жаннетт (Бри Ларсон) встречает на улицах Нью-Йорка своих бездомных родителей и вспоминает, как в трехлетнем возрасте получила серьезные ожоги, пытаясь сварить еду. Драма Дестина Кретона погружает зрителя в жизненные перипетии дисфункциональной семьи Уоллсов без излишних промедлений. Рекс (Вуди Харрельсон) и Роуз (Наоми Уоттс), считавшие себя богемными нонконформистами, на деле были безработным алкоголиком и безвестной художницей, которые не заботились о четверых детях. Пока семья скиталась по забытым богом городкам, голодая и укрываясь от дождя лодками, ребята мирились с ужасными условиями и мечтали о лучшем будущем. Шокирующие мемуары Жаннетт Уоллс представляли собой идеальный материал для потенциально сильной и волнующей экранизации.

Кадр из фильма «Стеклянный замок»

Конфликт «Стеклянного замка» построен на неоднозначности двух самых ярких персонажей – родителей героини. Роуз и Рекс учили детей свободе и независимости от рамок и условностей, годами скрываясь от кредиторов и реалий жизни. Отец, прожектер и мечтатель, бежал от ответственности и возможностей реализоваться, но призывал сына и дочерей быть храбрыми и смотреть страхам в лицо. Получившая хорошее образование мать осуждала неотесанных соседей из своего полуразрушенного дома без удобств. Старшие Уоллсы, чьи действия столь сильно противоречили их жизненной философии, предстают на экране в максимально негативном свете. Дети искренне привязаны к родителям, несмотря на то, что те сознательно выбрали полуголодное существование из-за своих радикальных взглядов. Авторам удалось запечатлеть силу семейных уз, которые могут накрепко привязать к невнимательным, ненадежным и незаслуживающим любви людям. Образам младших Уоллсов, однако, не хватает выпуклости и индивидуальности, они теряются на фоне эксцентричных и выразительных старших.

Осуждение плохих родителей отнюдь не цель и не идея биографического бестселлера американской журналистки. Писательский талант позволил автору удивительным образом совместить трогательные моменты, редкую, но запомнившуюся навсегда заботу с полными боли и обиды событиями. Выбранный в экранизации тон не позволил выдержать верный баланс между теплыми воспоминаниями и драмой. Начиная со слоганов, фильм позиционируется как история о красоте среди бедности, романтике жизни на колесах, семье как сложном, но увлекательном приключении. Сцены, призванные показать роковые родительские ошибки, теряются среди почти идиллических картин, и счастливые лица семьи, дружно латающей дом-развалину, почти заставляют забыть, почему они вообще были вынуждены там поселиться. Особенно спорна трактовка образа отца, чьи недостатки выглядят лишь тенью на образе идеального родителя, а попытка бросить пить подана едва ли не героичной жертвой, подкрепленной душераздирающей закадровой музыкой.

Расстановка акцентов в экранизации вызывает немало нареканий. Многим сильным и поворотным для сюжета сценам не хватает надрыва, тогда как проходным эпизодам уделено немало экранного времени

Расстановка акцентов в экранизации вызывает немало нареканий. Многим сильным и поворотным для сюжета сценам не хватает надрыва, тогда как проходным эпизодам уделено немало экранного времени. Из-за этого утрачивает свое значение ключевой символ, стеклянный замок – не только один из неосуществленных проектов Рекса, но и метафора счастливой семьи, которой никогда не было. Ярких и сильных работ признанных актеров оказалось недостаточно, чтобы скрыть ошибки постановщика. История о силе воли детей, сумевших достичь цели вопреки пренебрежению и негативному влиянию родителей, превратилась в сказку о всепрощении с неуместно счастливым концом.