//Рецензия на фильм “Тренер” Данилы Козловского

Рецензия на фильм “Тренер” Данилы Козловского

Тренер, 2018, Данила Козловский

Сергей Феофанов в целом одобряет режиссерский дебют Данилы Козловского

Нападающий московского «Спартака» и капитан сборной России Юрий Столешников (Данила Козловский) не забивает решающий пенальти, психует и ввязывается в глупую драку, после которой его дисквалифицируют и отчисляют из родной команды. Пару лет спустя бедолагу приглашают поработать главным тренером новороссийского клуба «Метеор», который только-только вышел в ФНЛ (вторая по значимости российская лига). Местное начальство (Виктор Вержбицкий) команда раздражает, футболисты играть не очень-то и хотят, но амбициозный Столешников все равно хочет зажечь. Помогать ему вызываются президент «Метеора» (Ирина Горбачева), местный детский тренер (Владимир Ильин) и клубный врач (Ольга Зуева). Допинга не будет, не беспокойтесь.

Картина Данилы Козловского, разумеется, не обошлась без недостатков. Он показал себя неплохим режиссером и продюсером, но вот с главной ролью вышла промашка – герой одномерен, а хорошего второго плана (Ильин, Вержбицкий и Горбачева) слишком мало. Данила очень старается, но сама роль (вчерашний баловень судьбы и сегодняшний аутсайдер) плохо стыкуется с его артистической харизмой. Отметить стоит еще много чего: шаблонную драматургию кубкового финала, несколько корявые диалоги и романтическую линию, которая выглядит ненужной вставкой, призванной хоть как-то оправдать наличие в фильме постельной сцены.

Кадр из фильма «Тренер»

Хватает здесь и сценарных клише: строгий, но сентиментальный отец записывает очередной матч сына на компакт-диск; вчерашнего неудачника снова зовет красно-белая alma mater, но он героически отказывается; девушка футболиста побеждает собственную гордость путем раздачи пакетов с продуктами. Сам футбол сделан неплохо, хотя и не безукоризненно – монтаж слишком рваный, а крупность планов меняется слишком часто. Впрочем, большую часть претензий стоит отнести уже к гамбургскому счету; перед нами довольно сложный проект, сделанный режиссером-дебютантом. Задача-максимум была довольно проста: не облажаться. И это, пожалуй, получилось. Провальные ожидания не сработали – перед нами достаточно динамичное и где-то даже эффектное кино с прекрасно снятым Новороссийском.

В фильме есть целый ряд отличных сцен – например, та, в которой президент «Метеора» проводит задушевную беседу с рефери в подтрибунном помещении. Или та, где фанаты распевают песню из фильма «Вам и не снилось»: «Смерть побеждающий вечный закон – это любовь моя». Пасхальные яйца для футбольных болельщиков также заготовлены:  вот крошечная роль Дмитрия Сычева, вот стадион «Краснодара» и комментирующий финальный матч Нобель Арустамян, а вот и Антонио Конте в постскриптуме. Особенно любопытной производственную часть «Тренера» делает красочное изображение будней ФНЛ с немногочисленными болельщиками («семью червями», по счастливому выражению тренера Александра Григоряна), дотациями из регионального бюджета, сдачей игр и туманными перспективами.

«Тренер» – это ответ скептикам, которые считают, что деньги из бюджетов российских футбольных клубов было бы правильнее потратить на что-то более стоящее: больницы, детские сады или дороги

Не портит работу Козловского даже уклон в Голливуд. Другие отечественные спортивные фильмы – «Легенда № 17» и «Движение вверх» – тоже ориентировались на американские стандарты, но в «Тренере» этот метод доводят до предельного предела – ad Herculis columnas, если так можно выразиться. Саундтрек, к примеру, составлен так, словно действие происходит не в российской провинции, а где-нибудь в Калифорнии. Только в финале совершенно неподходящие этому фильму композиции сменяет «Это все» Шевчука – и на глаза зрителей автоматически, сама собой наворачивается скупая слеза.

Удивительнее всего, что даже в сугубо развлекательном кино о русском «Лестере» можно найти неглупые обобщения – чего стоит хотя бы реплика Вержбицкого о том, кому нужен российский футбол (спойлер: никому). Бравый Столешников ему что-то возражает, но выходит, конечно, не слишком убедительно. Этот диалог и становится главным подтекстом фильма. В конечном счете, «Тренер» – это ответ скептикам, которые считают, что деньги из бюджетов российских футбольных клубов было бы правильнее потратить на что-то более стоящее: больницы, детские сады или дороги. Да, по большей части российский футбол – нечто бессмысленное, монструозное и беспощадное. Да, за лимитами на легионеров, раздутыми зарплатными ведомостями и письмами Владимиру Путину сложно разглядеть что-то еще. Тем не менее, и этот институт может дарить людям радость. Несмотря ни на что.

Facebook
Хронология: 2010-е 2018 | | География: Россия и СССР
Автор: |2019-01-05T18:20:15+03:0030 Апрель, 2018, 12:00|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Сергей Феофанов
Гонец постмодернизма, ловец солнц и ювелир слова. Беспрестанно проверяет на прочность потенциал кириллицы. Рассудителен, вальяжен, аристократичен и находчив. Выкован из осколков забытых истин и вольфрамового стержня станции «Мир». Не выходит из дома без Айпэда, треуголки и мыслей о России. Держал Бога за бороду, но отпустил из жалости.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok