Холст, масло, бумага, слова

Ван Гог. С любовью, Винсент (Loving Vincent), 2017, Дорота Кобела, Хью Уэлшман

Дмитрий Котов восхищается красотой анимационного полотна Дороты Кобелы и Хью Уэлшмана.

Винсент ван Гог, по мнению многих, был одним из самых одаренных художников в истории. И уж точно — одним из самых эксцентричных. Чего стоит один только случай с отрезанным ухом. Его картины, коих за 8 лет активной созидательной деятельности ван Гог написал более 800, искусствоведы всего мира уже проанализировали вдоль и поперек. А вот супруги-кинематографисты Дорота Кобела и Хью Уэлшман постарались рассказать зрителю не столько о таланте Винсента, сколько о тонкой творческой натуре, тяготах небогатой жизни, трудностях в отношениях с семьей и близкими, непреодолимом одиночестве исключительной души.

Сюжет картины незатейлив. В 1891 году, спустя год после смерти художника, молодой человек по имени Арман Рулен, сын почтмейстера, приезжает в городок Арль на юге Франции, чтобы передать последнее письмо Винсента брату Тео лично в руки. Узнав о кончине адресата, подкошенного известием о самоубийстве родного человека, Рулен не спешит уезжать и знакомится с людьми, помнящими рыжеволосого взъерошенного мужчину, похожего скорее на бродягу, нежели на великого живописца. Одни видели в нем отталкивающего безумца, другие — добросердечного тихоню. Показания собеседников расходятся, что подталкивает юношу к проведению собственного неофициального расследования загадочной смерти Винсента.

Кадр из фильма «Ван Гог. С любовью, Винсент»

Как-то неловко называть эту работу мультфильмом в привычном смысле слова. Это ожившее живописное произведение, переносящее зрителя в пестрый постимпрессионистический мир, периодически погружаемый в черно-белую графическую дымку воспоминаний героев. Фильм стал первым в мире, полностью нарисованным красками на холсте. Чтобы «склеить» полуторачасовую полнометражку, повествующую о последних днях жизни Винсента, команда из более чем сотни художников за семь лет создала около 65 тысяч кадров, некоторые из которых повторяют признанные шедевры ван Гога. В работе приняли участие несколько европейских студий, география проекта впечатляет: от Лондона до Варшавы, от Вроцлава и Гданьска до Амстердама.

Художница Сандра Хики за работой над фильмом

Действующими лицами истории стали люди, написанные самим ван Гогом. Однако примечательно, что авторы фильма не ставили целью просто заставить портреты двигаться: каждый из персонажей имеет хоть и анимационную, но крайне узнаваемую внешность актера, его озвучивающего. Дуглас Бут в роли Рулена, Джером Флинн в образе доктора Гаше, его дочь Маргарита, воплощенная Сиршей Ронан… Актеров, облаченных в костюмы своих героев, писали с натуры в студийных декорациях, а затем «оживляли».

Перипетии детективно-квестового сюжета анимационной ленты Кобелы и Уэлшмана весьма заурядны. При этом фильм безупречен формой и прекрасен исполнением, в нем есть именно то, что делало полотна ван Гога выдающимися — настроение, пойманный момент бытия, искрящийся полнотой жизни.

Конечно, о ван Гоге было сказано немало, кинематографисты не раз обращались к событиям его жизни. Например, в 1990 году в художественном фильме «Винсент и Тео» живописца сыграл Тим Рот, а в 2010 году ВВС выпустил приятный, спокойный по настроению и качественно снятый телевизионный байопик «Ван Гог: Портрет, написанный словами», где в главной роли солировал один из самых востребованных британцев современности Бенедикт Камбербэтч. Несмотря на прощупывание альтернативной версии о насильственной смерти художника, выдвинутой американскими историками-искусствоведами в 2011 году, перипетии детективно-квестового сюжета анимационной ленты Кобелы и Уэлшмана весьма заурядны. При этом фильм безупречен формой и прекрасен исполнением, в нем есть именно то, что делало полотна ван Гога выдающимися — настроение, пойманный момент бытия, искрящийся полнотой жизни. Художники проделали колоссальную работу, пытаясь водить по холсту рукой Винсента, ощутить пульсирующую энергию его кисти. Конечно, полностью повторить нетривиальное, чуткое и прозорливое видение натуры, тонкое понимание возможностей цвета и чувство мазка было практически невозможно. Однако мастера, работавшие над фильмом, показали высокий уровень профессионализма, написав этот удивительный мир живым и притягательным, населив его яркими, приятными, располагающими к себе и по-хорошему простыми персонажами. В центре композиции — фигура сложного, глубоко ранимого и не понятого окружающими человека с подорванным душевным здоровьем, постоянно доказывающего что-то самому себе и страстно желающего тронуть людей своим искусством: «Я хочу, чтобы они сказали: он чувствует глубоко, он чувствует нежно».