Вечеринка (The Party), 2017, Салли Поттер

Дмитрий Котов — о замечательных актерах, сценарных просчетах и феминизме в фильме Салли Поттер  

Идея разыграть целую кинопьесу в стенах одного жилища, опираясь лишь на безупречную драматургию, нетривиальные диалоги, удачные шутки и сильную актерскую игру, стара как мир. В последние годы, например, решали проблемы своих отпрысков герои «Резни» Полански, обсуждались насущные вопросы деторождения в франко-бельгийском «Имени», ставили себя в неловкое положение «Идеальные незнакомцы» Дженовезе. Англичанка Салли Поттер использовала классическую завязку: ее героиня собирает у себя дома друзей на вечеринку по случаю назначения собственной персоны на пост министра. Так что с самого начала ясно: в этой трагикомедии положений брать надо было не оригинальностью, а качеством.

Видный политик от оппозиционной партии Джанет (Кристин Скотт Томас) и ее престарелый супруг Билл (Тимоти Сполл) приглашают на ужин экстравагантную семейную чету, брак которой, как кажется, трещит по швам. Дерзкая, циничная и авторитарная Эйприл (Патришия Кларксон) и в противовес ей — добродушный немец Готтфрид, промышляющий нетрадиционной медициной (Бруно Ганц). Вскоре к тусовке примыкает лесбийская пара — Марта и Дженни (Черри Джонс и Эмили Мортимер), а также нервозный молодой человек Том (Киллиан Мёрфи), который нюхает в туалете кокс и явно что-то задумывает, пряча подмышкой ствол. Когда компания почти в сборе, Билл огорошивает всех внезапной новостью о своей смертельной болезни. И разгораются, меча искры, эмоциональные разговоры, много разговоров…

Кадр из фильма «Вечеринка»

Актеров фильма необходимо было назвать поименно, потому что они и только они являются несомненным и единственным жирным плюсом «Вечеринки». Замечательные именитые артисты разыгрывают сценарий, вряд ли соответствующий даже минимальным требованиям к студентам хорошего киновуза. За женскими сплетнями и дрязгами, за вторящими им в натянутых беседах мужскими рассуждениями — ни одной свежей и глубокой идеи. Герои затрагивают темы политики, медицины, философии и гендерных различий, но настолько поверхностно, что эта пустая болтовня кажется лишь связующим раствором между банальными сюжетными ходами. Сняты они стильно и атмосферно, в чем видна несомненная заслуга оператора Алексея Родионова, но по сути своей содержат не более чем мыльную оперу на тему того, кто когда и с кем кому изменял.

Юмор в фильме весьма специфичен, однако его сложно назвать тем самым легендарным английским юмором. Наиболее злые, но ироничные, меткие и хлесткие замечания выпаливает Эйприл, — этот персонаж прописан как минимум чуть ярче и интереснее остальных. Пожалуй, самая тонкая шутка во всей ленте — фраза «Я не нацист», сказанная мягким примирительным тоном устами Бруно Ганца, некогда сыгравшего Гитлера в знаменательном «Бункере» Оливера Хиршбигеля.

«Вечеринка» — довольно сырой и драматургически неубедительный манифест о правах женщин, замаскированный под комедию положений. И тем не менее, кино стоит посмотреть ради актеров. Они настолько пластичны, выразительны и притягательны в своих образах, что за ними хочется наблюдать даже несмотря на бестолковый сценарий, ими воплощаемый

Красной линией проходят через черно-белую картину феминистские убеждения режиссера и сценариста Салли Поттер. В подтверждение их вычурности, навязчивости и прямолинейности говорит то, в каких амплуа представлены все без исключения мужские персонажи: это подкаблучник, старый подлец и наркоман-невротик. Женщины на их фоне всегда сильны, умны, хитры, принципиальны и, безусловно, достойны оправдания, даже если совершают аморальные поступки. Поттер будто специально лоббирует тему экстракорпорального оплодотворения, заставляя Марту и ее возлюбленную Дженни, ожидающую тройню, рассуждать о том, насколько сильной катастрофой станет рождение трех мальчиков. Пусть режиссер и пытается оправдать себя искусственно прикрученной к этой пьесе моралью о равноправии полов, верится ей с трудом. Тем более что сюжетных задумок не хватило на весомый полный метр. Это настолько ощутимо, что даже при хронометраже в 70 минут приходится наблюдать затянутые и избыточные финальные сцены с литьем воды и топтанием на одном месте. Вишенкой на торте — последние кадры с беспомощной попыткой в кратчайшие сроки дважды разыграть одну и ту же ЛГБТ-карту, что, пожалуй, сочли бы моветоном даже признанные мэтры из числа геев-кинематографистов вроде Альмодовара или Ван Сента.

«Вечеринка» — довольно сырой и драматургически неубедительный манифест о правах женщин, замаскированный под комедию положений. И тем не менее, кино стоит посмотреть ради актеров. Они настолько пластичны, выразительны и притягательны в своих образах, что за ними хочется наблюдать даже несмотря на бестолковый сценарий, ими воплощаемый.