Взрывная блондинка (Atomic Blonde), 2017, Дэвид Литч

Армен Абрамян рецензирует экранизацию графического романа про Шарлиз Террон с пистолетом в Западном Берлине

Экранизация графического романа Энтони Джонстона «Самый холодный город», посвящённого противостоянию МИ-6, ЦРУ и КГБ на территории Берлина, всё ещё разделённого Стеной. Но счёт до её падения идёт на дни, а ситуация оборачивается таким образом, что под угрозой могут оказаться все засекреченные сотрудники ведущих разведок мира. Оперативник Лоррейн Броутон (Шарлиз Терон) летит из Лондона в Западный Берлин, чтобы урегулировать ситуацию в пользу Британии и по ходу суметь вычислить беспринципного агента, известного под именем Сэтчел, давненько досаждающего спецслужбам по обе стороны Железного занавеса. Повествование ведётся ретроспективно. Изрядно побитая и поверженная Лоррейн сидит в тёмной комнате за двойным стеклом и отвечает на докучливые вопросы чинуш из английской и американской контор, восстанавливая целостность картины.

Кадр из фильма «Взрывная блондинка»

Роскошное стильное зрелище, насыщенное интенсивным действием, здоровым юмором, отличными диалогами, интригами и совершенно фантастическим музыкальным сопровождением. Внешнее следование клише оборачиваются тонкой игрой в постмодерн. Холодный синий и ядовито-зелёный цвета как нельзя точно определяют визуальное воплощение изобретательного нарратива. Насколько фильм лихой и современный, настолько же старомодный и ностальгический. Настоящая энциклопедия шпионского кино последних пятидесяти лет. Здесь найдётся место и подковёрным конфронтациям в экзистенциально-параноидальной дымке драматических триллеров 70-х. Будет динамичное развитие схваток между «хорошими» и «плохими» на фоне актуализированной политической ситуации, характерное для боевиков заката холодной войны. Не останемся и без залихватского нагромождения эффектных перестрелок и побоищ, оттеняющих мнимое противостояние интересов враждующих сверхдержав, какого в избытке предлагала броснановская бондиана. Ну и куда же без инверсионных абстракций под видом интеллектуальных шарад в стилизаторских экспериментах над смешением жанров для бессознательной творческой мысли в веке нынешнем.

«Взрывная блондинка» способна угодить всем, хотя не слишком стремится к этому, бросая неподготовленного зрителя в мастерски подготовленный для сюжета контекст. Да, это кино развлекательное, рассчитанное на широкий прокат. Но это и не феминная версия примитивной стрелялки «Джон Уик», которую с упоением скушал обыватель. Литч, приложившийся и к созданию «Уика», в своём самостоятельном режиссёрском опыте идёт иной концептуальной тропой. Итоговый результат если и проситься на сопоставления, то с «Агентами А.Н.К.Л.». Как и артистическую стилизацию Гая Ритчи, «Блондинку», несмотря на хорошую критику, массовая аудитория не оценила, отдав предпочтение (кто бы сомневался!) не уму и изысканности, а порнографическому мочилову в сиквеле «Джона Уика».

Похоже, что Стены, разделяющие города, рушатся, империи разваливаются, храбрые шпионы становятся трусливыми перебежчиками, а затаённые мечты о светлом будущем и мире во всём мире так и остаются затаёнными.

«Atomic Blonde» из породы вымирающего вида фильмов. Вот и Литч, после столь яркого и оригинального проекта поплёлся ваять вторую часть «Дэдпула», с меньшим риском угождая вовсю нагретым зрительским ожиданиям. Но ничего, мистер Литч, ваши добрые дела не будут забыты… как и невообразимо феерическое погружение красавицы Шарлиз в холодную ванну с множеством плавающих в ней кубиков льда… и то, как самая взрывная из всех блондинок, в тёмном зале кинотеатра прорывала своим телом белое полотно поверх которого проецировался «Сталкер» Тарковского. Спасибо вам за Андрея Арсеньевича. И за Владимира Семёновича тоже спасибо. Кровавое истребление резидентов КГБ в слоу-мо и под «Коней привередливых» — это же потаённая мечта всех «инакомыслящих» в Советской России. Только вот, похоже, что Стены, разделяющие города, рушатся, империи разваливаются, храбрые шпионы становятся трусливыми перебежчиками, а затаённые мечты о светлом будущем и мире во всём мире так и остаются затаёнными.