Женщина на войне (Kona fer í stríð), 2018, Бенедикт Эрлингссон

Дарья Смолина о фильме-участнике Каннской недели критики этого года.

По исландской пустоши бежит дикого вида женщина, преследуемая властями. Только что она эффектным выстрелом из самодельного оружия разрушила электроопору линии, питающей алюминиевый завод, а теперь спешит вернуться к своей степенной жизни, где дирижирует хор, разъезжает на велосипеде по улицам Рейкьявика и планирует новые акты экологического терроризма. Благие намерения Хатлы, которая пытается защитить природу Исландии от вредных производств, оказываются под угрозой, когда из далекой Украины приходит известие, что сделанный несколько лет назад запрос на усыновление был удовлетворен. В своем новом фильме Бенедикт Эрлингссон не стесняется ставить героиню перед сложным выбором, задевающим судьбы и маленьких людей, и маленьких стран.

Кадр из фильма «Женщина на войне»

«Женщина на войне» (в украинском прокате – «Горная женщина: на войне»), созданная совместными усилиями Исландии, Франции и Украины, несколько пострадала от подобного сотрудничества. И не только потому, что регулярность упоминаний последней из стран слегка подозрительна, а зрелищный потоп, который застает Хатлу на Донбассе, едва ли может произойти в этой местности. Линия с усыновлением украинской девочки кажется наскоро вписанной в готовый сюжет, а логичная параллель двух войн – той, что ведет героиня, и той, что сломала жизнь ее маленькой подопечной, так и остается нераскрытой. Несмотря на включение новой темы, центром картины остается борьба Хатлы за спасение от прогресса своей страны, не менявшей образ жизни уже тысячу лет. Поверить в важность благородной миссии женщины оказывается несколько сложно, ведь Исландия, один из мировых лидеров по использованию возобновляемых источников энергии, переработке отходов и мерам по борьбе с вредным воздействием, отнюдь не кажется страной, оказавшейся на грани экологической катастрофы. А бескрайние зеленые пейзажи, выступающие фоном для действия, скорее вселяют спокойствие, чем настраивают на борьбу.

Эти недостатки не помешали бы фильму Эрлингссона стать удачным, но схематичность главной героини удержала его на позиции посредственного. Хатла появляется без какой-либо предыстории, а убеждения и мотивы, толкнувшие ее на путь подпольной борьбы с промышленниками, так и остаются невыясненными. Одномерность персонажа не позволяет картине стать полноценной драмой, но сцены преследований и воинственность женщины не делают ее и экшн-героиней. Фильм пестрит разнообразными цитатами, вторя то «Властелину колец», то «Звездным войнам», и чередует несвойственную авторскому кино глянцевость с нестандартными приемами, превращая исполняющих саундтрек музыкантов в видимых лишь зрителю действующих лиц. Режиссер рискует потерять себя, копируя приемы Фатиха Акина и Алехандро Иньярриту, пока «Женщина на войне» неловко балансирует на грани жанров.

«Женщина на войне» (в украинском прокате – «Горная женщина: на войне»), созданная совместными усилиями Исландии, Франции и Украины, несколько пострадала от подобного сотрудничества. И не только потому, что регулярность упоминаний последней из стран слегка подозрительна, а зрелищный потоп, который застает Хатлу на Донбассе, едва ли может произойти в этой местности.

Впечатление скрашивает присутствующий в изобилии фирменный скандинавский юмор, который замечательно разбавляет нарастающий пафос в самые неожиданные моменты. Камера оператора с тонким вкусом и любовью запечатлевает красоту природы под яркое, хотя и несколько вторичное музыкальное сопровождение. Халльдоура Гейрхардсдоутир талантливо изображает даже не одного, а двух разных персонажей. Фильм оставляет приятное послевкусие, утверждая в финале не новую, но оттого не менее важную идею. Вместо того чтобы бороться за судьбу всего человечества, стоит начать с победы в своем маленьком личном сражении