Тем тяжелее падение

Лучше звоните Солу (Better Call Saul)

Армен Абрамян рассказывает о спин-оффе Breaking Bad

Третий сезон «Лучше звоните Солу» не стал ритмическим скачком по отношению к предыдущим серийным блокам. Это всё тот же неторопливый и выверенный мир, концентрирующийся на деталях, смакующий состояние перехода одной ситуации в другую, пренебрегая самой ситуацией как драматургическим узлом. Но наконец-то стало очевидна основная мысль сериала.

Сол Гудман был самым задорным персонажем «Во все тяжкие». Он появлялся в шоу как человек решительных действий и мастер остроумных реплик. От спин-оффа, всецело посвящённого персонажу, и ждали разлитой по эпизодам концентрации динамики и остроумия. Шоураннеры Винс Гиллиган и Питер Гулд обманули всех, пользуясь кредитом доверия фанбазы своего предыдущего хита. Они создали стильную авторскую и ни на что не похожую штучную вещь, которой вряд ли бы светил запуск, не получи история такого мощного бэкграунда. Но по сути «Сол» и не имеет к «Breaking Bad» никакого отношения, за исключением ряда общих персонажей (в последнем сезоне в труппу влился чуть ли не десяток знакомых лиц различной степени эпизодичности во главе с преступным гением Густаво Фрингом), коих создатели вводят с аккуратностью, как бы задабривая ту ущербную часть аудитории, что постоянно капризничает, требуя повторения ходов и тональности «BB». Но шоу выросло настолько, что привязка к прославленному старшему брату становится необязательной. Если по первым эпизодам возникали надежды на появление персонажей из полюбившейся драмы, то теперь к тому или иному камео относишься со снисхождением, восторгаясь не столько появлением знакомого лица, сколько мастерством сценаристов, придумывающих коллизии для этого появления.

Кадр из сериала «Лучше звоните Солу»

Сценарий в «Соле» сильный и непредсказуемый, его главная специфика не в том, что касается основной сюжетной линии, а, в фирменных фиксациях рутинных действий. Примеры из последнего сезона: Майк разбирает на запчасти автомобиль; Ким мучительно выбирает нужный знак препинания в документе; Джимми двигает мебель в офисе; Чак последовательно разрушает свой дом; Начо работает за швейной машинкой, не замечая, как игла вонзается ему в кожу; Майк забрасывает кроссовки с героином на дорожные провода… и таких восхитительных эпизодов в сериале множество. Не говоря уже об операторской оригинальности в построении сцен, многие кадры из которых обладают живописной самостийностью.

«Во все тяжкие» были историей взлёта и торжества личности над собственной судьбой. «Лучше звоните Солу» – история падений и хронической неспособности судьбу переломить. Это история о том, как хороший и добрый парень Джимми Макгилл превращается в беспринципного адвоката мелких преступников Сола Гудмана. История пожилого полицейского Майка Эрмантраута, мучимого чувством вины за смерть сына, становящегося закоренелым рецидивистом на службе у наркобарона. История честного адвоката Ким Вексклер, вынужденной пособничать махинациям своего делового партнёра из-за симпатии к нему. История заботливого брата и профессионального юриста Чарльза Макгилла, губящего себя ненавистью и комплексом праведника, благодаря чему его благие намерения обретают очертания подлости и безумия. История примерного сына и работяги Начо, чью жизнь всё сильнее оплетает паутина преступности. Даже в линии бездушного мерзавца Гектора Саламанки звучат шекспировские нотки тщеты перед желанием удержать власть и не дать распасться семье.

Как будут развиваться события в сериале в дальнейшем, трудно предугадать ввиду плавного ритма и неопределённых границ вселенной Гиллигана и Гулда. На целый сезон вряд ли стоит рассчитывать, но минимум одну серию, целиком освещающую события после кончины Уолтера Уайта и бегства Гудмана, шоураннеры должны придумать

Как будут развиваться события в сериале в дальнейшем, трудно предугадать ввиду плавного ритма и неопределённых границ вселенной Гиллигана и Гулда. На целый сезон вряд ли стоит рассчитывать, но минимум одну серию, целиком освещающую события после кончины Уолтера Уайта и бегства Гудмана, шоураннеры должны придумать. Чёрно-белые флешфорварды в начале каждого сезона намекают на то, что такой расклад возможен.

«Better Call Saul» при выбранной подаче мог бы длиться бесконечно, но время работает против проекта. «Во все тяжкие» стартовали на экранах десять лет назад, а их внутренний хронотоп едва выходит за 12 месяцев. «Сол» же хронологически развивается задолго до возникновения империи Хайзенберга. Боб Оденкёрк, Джонотан Бэнкс, Джанкарло Эспозито, Марк Моргулис… и другие занятые в обоих шоу актёры, несмотря на специальные ухищрения, всё же заметно старше своих героев в «ВВ», и дальше эта разница будет ещё более явной. С другой стороны, печать старения и усталости на лицах работают на концепцию преображения Падающего Джимми в Джимми, терпящего личностное и социальное падение. И не только его. Чем стремительнее взлёт – тем тяжелее падение.