Главные скандинавские режиссеры #прямосейчас

Наталья Сен-Жермен: Тобиас Линдхольм, Николас Виндинг Рефн, Бальтасар Кормакур, Уле Гьевер… На самом деле их очень большое количество, и новые имена появляются чуть ли не каждый день. У каждого из них своё особое видение и свой вклад в культурное наследие стран, которые они представляют. Так, например, если Рефн творит чистый арт, конкурируя с «эпатажем ради эпатажа» фон Триера, то Гьевер и Линдхольм создают максимально реалистичные портреты представителей современного скандинавского общества.

Квитка Фабиан: Предсказуемо лучшим режиссером назову Сюзанну Бир, и мое мнение подтверждает Американская киноакадемия — ее фильмы «Месть» и «После свадьбы» входили в шорт-лист в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а за «Месть» Бир даже получила заветную статуэтку. У этого режиссера есть свой почерк, ее фильмы жесткие и женственные одновременно. Снимающий редко, но метко Томас Винтерберг, выходец из датской киношколы 90-х, времени свободы и экспериментов. Исландец Бальтасар Кормакур также входит в мой топ-3 наиболее интересных режиссеров Скандинавии. У него успешны как домашние ламповые проекты, так и масштабные международные сериалы, и в каждом из фильмов остается его узнаваемый стиль.

Марья Логинова: Не хочу быть банальной, но выделю Томаса Винтерберга. Во-первых, он создал новое направление в кинематографе вместе с другими яркими датскими режиссёрами — я о «Догме 95», а во-вторых, его фильмы из всех соавторов манифеста мне понятны больше всего. Мне кажется, его фильмы и глубоки, и искренни, и, что самое важное, доступны для понимания даже тем людям, которые, допустим, не слишком готовы разгадывать замороченные артхаусные символы, но и хотят, с другой стороны, познакомиться с датской «Догмой».

Денис Зильбер: Не могу сказать, кого считаю главным, но если говорить о Дании, то, помимо упомянутых мной ранее режиссёров, могу выделить Сёрена Краг-Якобсена, Оле Кристиана Мадсена, Пера Флю, Тобиаса Линдхольма, Андерса Томаса Йенсена. Не говоря уже о всемирно известном Ларсе фон Триере.

Дарья Смолина: Томас Винтерберг, стиль которого меняется с годами, но не мешает создавать выдающиеся работы. Замечательная кинематографистка Сюзанна Бир, которая поставила немало ярких картин по сценариям сценариста и режиссера Андерса Томаса Йенсена, определившего лицо современного датского кино. Сюрреалист Рой Андерсон. Колоритные исландцы Фридрик Тоур Фридриксон и Бальтасар Кормакур. И конечно, Ларс Фон Триер, который занял отдельную нишу в кинематографе.

Дмитрий Котов: Пожалуй, чтобы было интереснее, граждан разных стран перечислю вперемешку, включая и тех, кто имеет опыт работы в Голливуде или даже перебрался туда с концами: Ларс фон Триер, Томас Винтерберг, Лассе Халльстрём, Аки Каурисмяки, Рой Андерссон, Лукас Мудиссон, Клаус Хярё, Сюзанна Бир, Николас Виндинг Рефн… Это всё ребята с именем, снимающие постоянно. Каждый из них хорош по-своему, каждый обладает своим режиссерским почерком, имея отличные, а часто и знаковые работы за плечами. Есть еще огромное количество тех, кто отметился одним-двумя очень хорошими фильмами.