Важнейшие тенденции в скандинавском кино

  • Упор на социальную проблематику

Дмитрий Котов: Скандинавское кино, в особенности шведское, — это в первую очередь кино социальное. Оно поднимает острые вопросы, освещает накопившиеся в обществе проблемы, даже если делает это в комедийном ключе. Скандинавское кино, как правило, очень жизненное, настоящее, актуальное, не оторванное от реальности. В силу врожденной национальной скромности тех же шведов оно практически всегда выглядит малобюджетным, не кичится спецэффектами и напускным пафосом. Оно человечное, несмотря на то, что порой бывает жестоким. А движется оно в такт развитию самого европейского общества в целом и Скандинавии в частности. В 50—70-е Бергман блестяще понимал психологию своих современников-сограждан, вот и нынешние режиссеры чувствуют ее, на мой взгляд, очень хорошо.

  • Изучение проблем миграции

Дарья Смолина: В последнее время многие режиссеры обратились к теме жизни мигрантов в Скандинавии, их непростых путях интеграции в общество, и отмечают, что не все так ладно в северных королевствах.

Наталья Сен-Жермен: Если говорить о новых темах, затрагиваемых сегодня в кино, то всё более очевидными становятся отголоски миграционного кризиса в Европе. Тем не менее, нельзя сказать, что киноиндустрия превратилась в машину пропаганды, потому как все вопросы, связанные с жизнью данной категории населения, остаются исключительно риторическими.

Михаил Васильев: Год назад Норвегия попыталась отреагировать на «сирийский кризис», сняв комедию «Добро пожаловать в Норвегию» о человеке, который так любит эмигрантов, что открывает в своем загородном доме пункт приема. беженцев. Критики освистали фильм, а зрители проигнорировали. Возможно, кино еще будет исследовать эту тему на более глубоком уровне. Тем более, что по всем соцопросам проблему с эмигрантами шведы и норвежцы ставят на второе место после нехватки рабочих мест. За последние годы появилось много режиссеров-эмигрантов (как правило во втором или третьем поколении). В своих фильмах они исследуют жизнь разных этнических диаспор в северных странах. Традиционно северный кинематограф отличается тем, что затрагивает в коммерческих фильмах считающиеся скользкими темы, которые в других странах обитают в гетто фестивального кино. В комедиях и мелодрамах, ориентированных на массовую публику, поднимаются проблемы усыновления детей однополыми парами, эвтаназии, жизни людей с психическими заболеваниями, кризиса веры.

  • Американизация

Наталья Сен-Жермен: В скандинавском кино, как и в европейском, наблюдается тенденция к американизации, приведению лент в соответствие с голливудскими стандартами, что является тревожным знаком — велика вероятность утраты кинематографом Скандинавии своей аутентичности. С другой стороны, в этом году выходят такие фильмы, как «С балкона» («Fra balkongen») и «Hoggeren», которые нельзя отнести ни к трендовому жанру катастроф, ни к набившему оскомину так называемому «скандинавскому нуару». Рейтинг ожидания картин очень высок, и это даёт надежду, что, по крайней мере, норвежский производитель переориентировался и снова предпочитает качество количеству продаж на международном рынке.

  • Маленький человек как мера вещей

Наталья Сен-Жермен: Ключевой тематикой по-прежнему остается поиск личностью своего места в социуме: как правило, типичный герой скандинавских фильмов — это обычный, зачастую почти чеховский «маленький человек».

  • Социальные рассуждения в жанровой обертке

Квитка Фабиан: Скандинавское кино отображает проблемы своего общества, и умеет эти социальные вопросы обернуть в заманчивую для зрителя обертку: детектива, драмы, комедии.

Денис Зильбер: Большая часть режиссёров в последнее время предпочитает формат телесериалов, и в этом есть определённые плюсы. Это уже не просто классические детективы, но более глубокие и серьёзные работы. Хочется надеяться, что эта планка не упадёт, и скандинавы будут продолжать радовать нас новыми и необычными проектами.

  • Отсутствие табуированных тем

Квитка Фабиан: Особенностью скандинавского кинематографа является отсутствие табуированных тем, особенно в почете освещать проблемы наиболее уязвимых в социуме групп, поэтому среди главных сюжетных линий часто встречаются истории о людях, принадлежащих к ЛГБТ-сообществу, людях с особыми потребностями, людях с аутизмом или же тех, у кого нет определенного места жительства, асоциальных элементах.

Станислав Бельков: Поскольку скандинавскому кинематографу не свойственна цензура, то выходят фильмы, затрагивающие нелицеприятные эпизоды скандинавской истории, а также картины, бросающие черные пятна на глянцевом фасаде скандинавского общества. Также одной из тем было и есть изображение персонажей, принадлежащих к ЛГБТ-сообществу, страдающих тем или иным психическим расстройством или просто нестандартно мыслящих людей.

  • Нехватка громких высказываний

Михаил Васильев: Современное скандинавское кино представляет переплетение многих и разных тенденций. С одной стороны, критики указывают на нехватку громких и острых высказываний. Говорят об утрате Скандинавией влияния на мировые кинематографические процессы (есть даже фраза «после Бергмана и Триера жизни нет») и винят в этом чересчур тепличные условия существования местных режиссеров.

  • Тема семьи

Станислав Бельков: Одной из главных тем в скандинавской теле- и кинопродукции является семья и дети, к которым у скандинавов особенно трепетное отношение. Рождение у одного из персонажей фильма ребенка становится общим праздником, но в то же время обычно, если женщина не хочет рожать, персонажи не препятствуют ее решению сделать аборт.

  • Стремление к реализму

Денис Зильбер: Скандинавский кинематограф, в целом, довольно близок к арт-хаусу. Он старается во всём стремиться к реализму, даже если не по форме, то по содержанию. Вопросы поднимаются разные, и политические, и социальные, и личные. Скандинавы не боятся поднимать проблемы, о которых иные предпочитают умалчивать. Указывают на несовершенства в государственной структуре, обществе и пытаются показать разные выходы из ситуаций.