10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Значит, есть замечательный повод посмотреть хороший фильм, в котором кто-нибудь будет съезжать с катушек под воздействием стрессовой ситуации или травмы детства, из-за мучимого чувство вины или по причине кризисных отношений с близкими. Причин, которые толкают в пограничье между сознательным и бессознательным, порождающих всякого рода диссоциативные расстройства, может быть множество. Главное, чтобы они происходили не с нами, желательно на больших и малых экранах и, по возможности, с вымышленными персонажами. Рассказчики в таких историях, как правило, ненадёжные, а манера сценарно-визуальной подачи умышленно обманчива. Но в такой таинственности и самая прелесть, а если ещё зрелище выглядит психологически-достоверным, то просмотр обещает быть не только развлекательным, но и познавательным.

Ниже приведена в хронологическом порядке соответствующая тематическая подборка фильмов – не слишком известных, но внимания заслуживающих.

Преподаватель колледжа Эд обеспокоен тем, что его жена Ева не вернулась вечером домой. Он обращается в полицию. Поиски Евы начинаются, идут дни, а Эд никак не может собрать себя, чтобы пойти на работу или хотя бы нормально выспаться. Периодически его посещают жуткие видения. Роль Эда – одна из лучших в карьере известного актёра Джеффа Дэниелса, при этом до странности малоизвестная, как и сам этот атмосферный и напряжённый фильм, пространство которого не выходит за рамки дома главного героя. Замечательный пример кинематографического минимализма с ярко-выраженным приматом сценария, который, впрочем, не подавляет прочие достоинства картины.

Имя режиссёра Ди Джея Карузо мало кому известно, несмотря на популярность его дурацких триллеров средней руки вроде «Паранойи» и «Забирая жизни». Однако полнометражным дебютом режиссёра было «Море Солтона» — шикарная параноидальная криминально-детективная драма, где свою лучшую роль сыграл Вэл Килмер. Более Карузо никогда до такого художественного уровня не поднимался. По сюжету, Том Ван Аллен, страдающий из-за убийства любимой жены, опускается на самое дно, становясь наркоманом и полицейским стукачом с именем Дэнни Паркер. Но это на первый взгляд. Возможно, у героя есть свои причины вести себя именно так, но в стремлении к убедительности своего маргинального образа он начинает «скользить во тьме», с трудом уже отличая, где реальное, а где воображаемое, когда он Том, а когда Дэнни, и существует ли вообще это разделение. По настроению этот фильм с оригинальным сценарием куда ближе к роману «Помутнение» Филиппа Дика, чем его буквальная экранизация Ричарда Линклейтера.

Поздним вечером в двери Феликса звонит пожилой незнакомец и просит воспользоваться его телефоном, т.к. таксофон на улице не работает. Когда хозяин дома возвращается в комнату, где оставил визитёра для звонка, того уже нет. И это странно. Потому что из дома никто не выходил и, как оказалось, таксофон в порядке. Дом же большой и изощрённый по количеству закутков: сам Феликс, будучи архитектором, его таким сделал. Но теперь герой нервничает, ему кажется, будто незнакомец живёт где-то в доме, пользуется его ванной, его едой и угрожает его жизни. Нервозность усиливается ещё и переживаниями из-за разрыва с любимой женщиной.

Сюжет этого мощного фильма (далеко выходящего по своим достоинствам за пределы любой жанровой идентификации) преподносит множество сюрпризов и неожиданную развязку. Но завораживает работа Гильема Моралеса, в первую очередь, тем как плавно и ненавязчиво предметное объективистское пространство истории оборачивается субъектной проекцией и сочной метафорикой при визуализации импульсов подсознательного.

Николь рассталась со своим бойфендом, ей плохо, она звонит среди ночи поплакаться маме , но умудряется поссориться и с ней. Николь перезванивает маме, чтобы извиниться, но набирает не те цифры и сразу кладёт трубку. Но телефонный аппарат успеет запомнить  неизвестный номер, а позже ей перезвонит мужчина… по всей видимости, серийный убийца. Хотя название «Определитель» тоже вполне подходит этому захватывающему фильму, оригинальное «Long Distance» более точно передаёт тревожность и панику, которой пропитана эта мастерская шизофреническая драма. Дистанция между жертвой и охотником, действительно, по началу будет длинной и недостижимой, но с каждой минутой она начнёт сокращаться, чтобы в итоге привести ситуацию к закономерному концу — или же вернуть её в самое начало. Единственная на сегодняшний день работа Маркуса Штерна из тех триллеров, которые всё равно интересно смотреть, даже догадываясь, чем всё закончится.

В каждом живут три человека: тот, кем тебе хочется быть; тот, кем ты себе кажешься, и тот, кто ты есть на самом деле. Двух первых ты знаешь хорошо, а третьего не знаешь совсем – это и есть твой чёрный ящик. Артюр Селигман буквально подойдёт к разбору смысла этих туманных измышлений и с неутомимым упорством будет копаться в своём подсознании (чёрном ящике), пока не докопается до ядра собственной личности. Но как бы истина, к которой он, как думает, движется, не обернулась нескончаемой лентой Мебиуса. Удачная экранизация новеллы популярного писателя Тонино Бенаквисты, в которой процесс поиска правды много важнее конечного результата.

У Сьюзен есть хорошая работа, лучшая подруга и любящий муж. Тона ее жизни светлые и мягкие, как и её белые волосы. Карен же брюнетка, работает в похоронной конторе, она одинока, её окружают страшные люди, в мире её всегда темнота. Когда засыпает одна из девушек, пробуждается другая. В какой-то момент обе реальности начинают проникать друг в друга. В дополнение ко всему в обоих мирах существует мужчина в капюшоне, убивающий девушек. И Карен, и Сьюзен с успехом воплощает Тора Бёрч. Триллер Рэя Гауэра – вариация на тему двойничества, расположенная в диапазоне от  новелл Эдгара По до фильмов Дэвида Линча. Но сей универсальный смысловой ключ является лишь одной из сторон этого неожиданного по исходу фильма.

День сорокалетия Джорджа. Ему снится красочный сон, в котором он падает с неба. Вечером будет торжество, торт со свечами, поздравления друзей и близких и коллективная фотография, имитирующая «Тайную вечерю». Одну свечу придётся задувать отдельно. Придётся пить слабительное для незначительной медицинской процедуры. Потом снова забытьё от анестезии, а после него – самый настоящий в своей обыденности оживший кошмар то ли вследствие медицинской ошибки, то ли из-за предательства родных, то ли ещё по какой причине. Так или иначе, но с больничной койки Джордж встанет не скоро и ещё вдоволь поразмышляет над словами: «Если во сне падаешь, то лучше проснуться до того как упадёшь, иначе умрёшь наяву».

Режиссёрский дебют продюсера «Маллхолланд Драйв» Тони Крантца отличается впечатляющим психоделическим безумием и неоднозначностью трактовок. Следующие две работы Крантца доказали, что в режиссуре он человек не случайный и ни разу не является эпигоном Дэвида Линча. «Апофеоз» — оригинальное творение с нестандартной манерой повествования, плюс ко всему – настоящий подарок любителям психологических головоломок.

Ветеран французского кино Андре Дюссолье в сильной детективной драме Николаса Бухрифа – автора яркого криминального триллера «Инкассатор».

Шарль Бойер – комиссар полиции в отставке. Сын кладёт его в лечебницу, потому что у отца болезнь Альцгеймера. Бывший полицейский с трудом может запомнить имена других больных, лица врачей или подробности жизни сына, зато он, благодаря чутью сыщика, прослеживает связь между частыми и странными смертями пациентов, видя в этом злой умысел кого-то из администрации клиники. Бойер проводит собственное расследование, не желая быть следующей жертвой. Действительно ли происходят убийства или это только неадекватная реакция повреждённой коры головного мозга (кортекса) старика, станет известно лишь в самом конце.

Профессор Гудман не верит в сверхъестественное и не верит людям, утверждающим, будто сверхъестественное существует. Он таких людей разоблачает – в этом его работа. Более того, в этом его призвание, ведь Гудман за правое дело болеет всей душой. Но вот однажды в его руки попадают три загадочных случая, в которых есть место необъяснимому, и Гудману предстоит пройти по черте между реальным и ирреальным, чтобы ответить для себя: всё ли является тем, чем кажется, или же есть в природе явления, неподвластные рациональному разуму.

Фильм старомодный, простой по исполнению, как бы состоящий из нескольких новелл, напоминающий мистические альманахи на мотив «Калейдоскопа ужасов», популярные в 80-е и 90-е. Тем не менее, финальные выводы столь же внезапно (сколь же и изящно) обнаруживают его рациональную психоаналитическую природу.

«Spinning Man» — это, разумеется, и близко не «на грани безумия», однако локализованное название не противоречит содержанию. Преподаватель философии Эван Бёрч, действительно, оказывается близок к сумасшествию, пытаясь восстановить события, произошедшие с ним в последние несколько дней. Но хронология упорно не конструируется, и, что хуже, она смешивается с давними воспоминаниями, да ещё и корректируется чистым творчеством предательского воображения, планомерно подводящего Бёрча к самым страшным догадкам о своём «я».

Гай Пирс, казалось бы, повторяет один из своих фирменных образов – роль из «Помни» Кристофера Нолана, человека, выпавшего из релевантного поля пространственно-временной взаимосвязи. Но фильмы всё-таки совсем разные, как по жанровому вектору, так и по художественным задачам. И Пирс здесь играет по иному, но так же отлично. Атмосфера «вращающейся» реальности из перепутанных и выдуманных фактов передана превосходно не только сквозь призму «безумия» главного героя, но и в соотношении со сторонней точкой зрения его окружения.

И, напоследок, одиннадцатым номером, сериал. Без них нынче никуда. Девятисерийная «Tabula Rasa» обладает всеми отличительными особенностями современных качественных телевизионных длинных историй: увлекательный сюжет, нелинейный повествовательный язык, яркая образная система, грамотно прописанные персонажи, добротная актёрская игра и, конечно же, неожиданные сюжетные повороты. «Чистый лист», рассказывающий о молодой женщине, очнувшейся в психиатрической клинике с амнезией, балансирует на грани хоррора, детектива, триллера, психологической и социальной драм. Снято в Бельгии. Практически нет сомнений, что последуют ремейки в США и, возможно, в других странах. Особое внимание стоит уделить роскошному опенингу. Подобно паззлу, заставка вводит зрителя в психическое состояние героини, пытающейся из элементов фрагментированной памяти сложить воедино все произошедшее за последние месяцы и, возможно, спасти человеческую жизнь.

Игры разума человеческого, что непрерывный карнавал душ, суть коего — кружение, размытость ориентиров, расщепление личности, потеря идентификации. Порой возникает стремление поступить вопреки здравому смыслу и под покровом ночи сесть в машину и помчаться, не оглядываясь, по шоссе в никуда, чтобы постичь иные грани своей личности, но голос где-то внутри нашей памяти шепчет: останься, помни имя своё, не выходи за границы треугольника спокойствия… И мы сдерживаем себя, чувствуя подсознательно, что дорога эта если не столкнёт с пьяным машинистом, если не сбросит с обрыва на Маллхолланд Драйв, то доведёт до острова проклятых, где люди в белых халатах закутают нас в специальный пиджак и отправят в морг. И всё, что останется – это скитаться меж звёзд и бесчисленных реинкарнаций, пытаясь понять, как же мы оказались в столь неудобном положении. А куда заведут эти блуждания по лестнице Иакова среди теней двуличных любовников и любовниц, кто знает. Но рано или поздно придётся осознать элементарное: твой главный враг – ты сам…