Одержимость (Whiplash), заметка

Стас Селицкий о втором леймотиве ушедшего года в «Одержимости».

Молодого парня Эндрю (Майлз Теллер), поступившего в престижную нью-йоркскую консерваторию, замечает преподаватель-дирижер по фамилии Флетчер (Дж. К. Симмонс) в то время, когда тот просто так набивает ритмы на ударных во внеурочное время. Чуть позже Флетчер пригласит Эндрю в свой оркестр, о репетициях которого ходят не самые лестные слухи.

Сюжет не уходит в сторону триллера, и уж более того тут нет мотива подпольной мистики, иначе это было бы пошлостью, учитывая выбранную тематику.

Самое главное в «Одержимости» после восторженных отзывов об игре Симмонса ― тема устремлений героя, который для достижения цели готов пожертвовать если не всем, то очень многим. Обсессия, навязчивая идея Эндрю стать великим барабанщиком с личной страницей на Википедии, имеет право не только на существование, но и на уважение, однако он абсолютно одинок на поле собственных амбиций. В этом и во многом другом «Одержимость» схожа с «Социальной сетью» Финчера ― та же интонация, апелляция к сверхидее, по сравнению с которой почти меркнет сама любовь, а сухой расчет где-то на подкорке кажется качеством настоящего мужика. Вот только Марк Цукерберг становился на несколько миллиардов долларов богаче, а в джазовой музыке правят не деньги. Сюжет не уходит в сторону триллера, и уж более того тут нет мотива подпольной мистики, иначе это было бы пошлостью, учитывая выбранную тематику. Флетчер ― такой же преподаватель, которого многие помнят из школьных времен, когда европейская политкорректность еще не дошла до нашей культуры образования, разве что только он крепкий мужчина без запойных замашек и чуть более самоотверженно предан делу. Но при повторах, конечно, особенно видна комичность, с которой Симмонс упивается действием. В определенных сюжетных коллизиях молодой режиссер и по совместительству сценарист фильма Дамьен Шазель использует совсем лобовые и доступные приемы. Но у «Одержимости» теперь уже точно никто и ничто не отнимет звание второго главного лейтмотива уходящего года после «Исчезнувшей», которая заставляет так же неоднозначно переоценить себя и жизнь. Что же должно быть движущей силой ― талант или страсть?

Стас Селицкий