Робот по имени Чаппи (Chappie), 2015, Нил Бломкамп, заметка

Глеб Шашлов считает «Чаппи» фильмом №1 про взросление.

Чаппи, заметка

Уютный, маленький и забавный Йоханнесбург: все население – скромный офис роботехнической корпорации, несколько полицейских и бессчетное множество колоритных бандитов. Индийский программист, снедаемый нереализованными отцовскими чувствами, дома накодил искусственный интеллект и втайне от начальства поставил на робота-полицейского собственной разработки. На его беду финансово ограниченные гангстеры как раз задумали похитить одного из железных стражей порядка и приспособить для противоправной деятельности – и им оказывается именно обладатель первого ИИ. Робот просыпается с разумом двухлетнего ребенка и повадками Лесси, мгновенно влюбляет в себя аудиторию и внимает воспитателям – в основном, постигает уличную философию и комично копирует разбойничьи повадки.

Блокампу интереснее всего работать над антуражем и мелочами, чем высказываться о глобальном или учить уму-разуму, теперь это очевиднее, чем всегда.

Удивительное дело, но новое кино Блокампа, знакомого зрителю по презанятному «району №9» и весьма дурацкому «Элизиуму», проще всего охарактеризовать как «семейное» — настолько оно вышло душевным, добрым и жизнеутверждающим. И непонятно, то ли действительно получилось так круто, то ли все просто соскучились по эпохе VHS и Королям Воздуха с Вупи Голдберг (похоже, действительно), но – «Чаппи» на текущий момент выглядит лучшим фильмом Нила. Играют милейшие люди – ходит в смешных шортах Россомаха, миллионер из трущоб (в максимально стереотипном амплуа айтишника) тщится приобщить искусственный разум к доброму и вечному, адски бенефисят южноафриканские музыканты – ровно как все остальные харизматичные музыканты в истории кино, которым посчастливилось играть самих себя. Прелестнейшая камерность – никакого эпического размаха: декорации варьируются между складами, помойками и кубиками дешевого офиса; покупатели, чьи заказы обеспечивают прибылью крутую технокорпорацию – полтора пожирателя пончиков; никакого пафоса и общечеловеческих проблем, сплошь приятный юмор и абстрактные гэги в лучших традициях игрового кино. Блокампу интереснее всего работать над антуражем и мелочами, чем высказываться о глобальном или учить уму-разуму, теперь это очевиднее, чем всегда. К примеру, бытовая ксенофобия относительно пришельцев – или вот как здесь — история Маугли, выращенного гопниками. Ну и конечно, любое явление выглядит ярче и выпуклее всего вне контекстов – а «Чаппи» — в качестве фильма о родительских инстинктах и взрослении просто топ-1, куда уж там Линклейтеровскому Boyhood’y! Не стоит пропускать.

Глеб Шашлов