Планета обезьян: Революция (Dawn of the Planet of the Apes), Мэтт Ривз, 2014, рецензия

Денис Виленкин находит новую «Планету обезьян» скучной и рассуждает о правилах рыночной экономики

По планете шагает обезьяний грипп. Люди вынуждены кучковаться палеолитом на остатках некогда здравствовавшей цивилизации после всеразрушительной оккупации мохнатых млекопитающих. В лагере иммунных к вирусу Гэри Олдману надо как-то заряжать айпэд, и поэтому народ отправляется к предводителю макак – Цезарю — просить прохода к плотине с электростанцией. Нечеловечные люди первым делом берутся за пушки, человечные обезьяны вынуждены спасать сородичей. Меж тем, в стане зверей находится изувеченный анархист, считающий, что людям пора бы передохнуть, а обезьянам разделить братское единоправие, и начинается, простите, банановая революция.

В итоге, впрочем, все как всегда, kids wanna play, parents gonna buy. Никакой эволюции, никакого праздника

CGI- анимация уже во второй раз призвана вдохнуть жизнь в экранную реинкарнацию некогда успешной костюмной космоэпопеи, за которую в начале нулевых брался Тим Бертон, но в год восхождения Толкиена и вздымания на «Нимбусе-2000» милого шрамоносца на большие экраны Берроузом для бедных едва ли можно было удивить. Биохимический триллер Уайатта с пронзительным интеллектом в глазах Цезаря, обладающий всечеловечно доступными симптомами высокоморального кино, никак не располагал к мрачному сиквелу, интонирующего нолановским бэтменом, чьим голосом в финале провозглашается «You are not an ape» в отношении негодяя, подобно уже классическому вопросу о кнопке. Драматургические особенности выдают постыдную попытку реформировать клаустрофобическое противостояние видов среди клеток, ампул, пуленепробиваемых стекол в трендовый уже жанр «настали темные времена» с неизбежным мхатовским «Что же вы наделали?» в качестве главного философского вопроса на фоне милитаристского безумия и обезьян, безукоризненно владеющих военной техникой.

Ступени эволюции изобличают антиподов, обезьяны приходят с миром, люди нравственно регрессируют. С прискорбием констатируешь, что это необходимое топливо голливудской промышленности, и рука будет успевать взяться за руку на отвесном обрыве до тех пор, пока рука более маленькая будет ухватываться за коробку со знакомым героем. «Планета обезьян» выглядит как дорогая серия «Лоста», и в целом она не лучше и не хуже безобразных трансформеров. Ждешь, чтобы громыхалово довершилось если не твистом, то разъяренным зоопарком, чумой на оба ваших дома, в лагере обезьян обнаружилась хижина в лесу, а в чаще леса — несдвигаемый люк с нержавеющий надписью «Дхарма». В итоге, впрочем, все как всегда, kids wanna play, parents gonna buy. Никакой эволюции, никакого праздника.