Трудовые будни

Артур Сумароков рассказывает о мини-сериале Райнера Вернера Фассбиндера

Человек – раб не только своих привычек, но и практически всех наложенных на него социумом (семья, друзья, работа — если это есть в наличии, конечно) обязательств, отказаться от которых зачастую просто невозможно. Далеко не все способны на некие решительные поступки, ибо стагнация порой предпочтительнее подвижничества. В конце концов, гораздо проще жить по издавна подготовленному распорядку, не нарушая стройности собственного графика и строгости исполнения оного со стороны обывателя, довольного жизнью, закамуфлированной по сути в ничто; видимость жизни, безыскусный симулякр. Только это самое «ничто» устраивает человека, его зона комфорта сильнее всего напоминает морг. Там, конечно, тоже уютно, но никуда не деться от вселенского холода и скорбного бесчувствия.

 

Кадр из мини-сериала «Восемь часов еще не день» Райнера Вернера Фассбиндера

На фоне программного «Берлин Александерплац» «Восемь часов ещё не день» Райнера Вернера Фассбиндера смотрится очень камерно, сдержанно и даже менее экспрессивно, чем вышедшие гораздо позже «Восхождение матушки Кюстерс» или «Замужество Марии Браун». С точки зрения выбранной постановщиком нарративной структуры сериал ближе всего к киноленте «Продавец четырех времён года», разнятся лишь центральные, смыслообразующие персонажи.  Фассбиндер берётся за собственную трактовку идеологически высушенного и идеализированного соцреализма, снимая производственную драму без упора на корпоративное, коллективное бессознательное, которому должен подчиняться герр Йоцен, главный герой ленты. Он не выглядит ни маргиналом, ни просто иным; он — представитель трудового класса, пролетариат до мозга костей, который настолько связан со своей заводской проходной, что даже в период грядущего сокращения по-прежнему воспринимает свою работу чем-то большим, чем исполнением ряда обязанностей. И в этом, несомненно, таится самая большая проблема жизни такого человека. Не сильно стремящийся к переменам Йоцен воспринимается как слепая и на все согласная шестерёнка в большом и разрушительном механизме. Именно такие безропотные служащие со спокойной совестью принимают еврейские погромы и концлагеря, или же сами в один не самый лучший день берутся за ружьё и — массовое убийство как средство очищения выскакивает в очередной ленте новостей. Впрочем, таким Йоцен кажется отнюдь не всегда, да и Фассбиндер находит точки опоры для отторжения героя из его окружения. Йоцен все же склонен к рефлексии, хотя она не значит ничего, кроме осознания самого себя.

На фоне программного «Берлин Александерплац» «Восемь часов ещё не день» Райнера Вернера Фассбиндера смотрится очень камерно, сдержанно и даже менее экспрессивно, чем вышедшие гораздо позже «Восхождение матушки Кюстерс» или «Замужество Марии Браун». С точки зрения выбранной постановщиком нарративной структуры сериал ближе всего к киноленте «Продавец четырех времён года», разнятся лишь центральные, смыслообразующие персонажи

Однако режиссёр фокусируется не на предметном изображении рабочих будней своего героя; место добровольного прозябания инженера интересует Фассбиндера, кажется, в последнюю очередь. Фассбиндер насыщает пространство фильма меланхоличной повседневностью, в которой рассеян затхлый аромат бесплотности существования. Во всех этих обычных разговорах, хождениях из одной комнаты в другую и неизбежных гигиенических ритуалах чувствуется проникновение автора в суть своего современника, который, прекрасно осознавая обреченность любых попыток созидать, занят тем, что можно назвать модернизацией производства. Только вот его стремление улучшить место своей службы и помочь сослуживцам выглядит со стороны как некое сиюминутное спасение от неизбежного падения в безработицу, безнадегу и бессмысленность. Режиссёр оставляет в финале множество многоточий. Тем не менее, всем понятно, что лучше не будет. В замкнутом круге обыденности даже кровавый бунт даёт искупление лишь на время, а далее — приглашение на эшафот.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ КОЛОНКИ

Terra incognita: «Ягода-морошка» Перси Адлона

16 сентября, 2017, 12:02|0 Comments

Артур Сумароков рассказывает о картине Перси Адлона

Terra incognita: «Роза Люксембург» Маргарет фон Тротта

1 сентября, 2017, 11:34|0 Comments

Артур Сумароков продолжает рассказывать о Новом немецком кино. В очередном выпуске [Terra Incognita] - рецензия на "Розу Люксембург" Маргарет фон Тротта

Terra incognita: «Восемь часов еще не день» Райнера Вернера Фассбиндера

21 августа, 2017, 11:22|0 Comments

Артур Сумароков рассказывает о мини-сериале Райнера Вернера Фассбиндера