Парабола

Трамбо (Trumbo), 2015, Джей Роуч

Армен Абрамян рецензирует байопик Джея Роуча.

Прошлый год выдался богатым для американской кинематографии на биографические фильмы. Снятые крупными авторами (Бойл, Рассел, Иньяритту, Корбейн), многие из них переосмысляют подачу заданного жанра и роль личности в современном общественном сознании. Джей Роуч — не ровня вышеперечисленным творцам, но и он фигура, особенно для Голливуда, весьма противоречивая. В его послужном списке удачно соседствуют и массовые комедии вроде «Знакомства с Факерами» и остроумная политическая драма (также основанная на реальных событиях) «Игра изменилась». Новый фильм Роуча типичен в плане структуры для своего жанра: статья из энциклопедии в цветных иллюстрациях, с текстом 22 размера шрифта, чтобы творческие и жизненные искания выбранной для живописания личности смогло бы уразуметь среднестатистическое сознание.

Имя Далтона Трамбо не очень известно широкому кругу читателей и зрителей, хотя фразу «Джонни взял ружьё» слышали многие, ещё большее количество смотрело «Спартака» и «Римские каникулы». Неординарный писатель, значительный сценарист, Трамбо попал на пике карьеры в «чёрный список» неблагонадёжной «Голливудской десятки», состоящей из замеченных в связи с коммунистами и отказавшихся сотрудничать с комиссией по расследованию антиамериканской деятельности. Трамбо был самой видной персоной среди попавших в опалу и даже отсидел 11 месяцев в тюрьме за свои убеждения. Однако сценарист пострадал не столько за коммунистические идеалы, сколько за верность демократическим основам, гарантирующих ему по конституции право на свободу выражения любых принципов, в том числе и коммунистических.

Если фильм Роуча и стоит смотреть, то именно из-за Крэнстона. Актёр с достоинством проходит огонь, воду и медные трубы проторённой дорожки стандартного извинительного некролога, не позволяя своей выдержанной игрой опуститься фильму в пафосную гущу или фарсовую нелепицу.

Брайан Крэнстон сделал практически невозможное: заставил с первого же появления в кадре забыть об умирающем от рака школьном учителе Уолтере Уайте и о хитром наркобароне Хайзенберге. Знакомьтесь, Далтон Трамбо, собственной персоной, – упёртый, саркастичный, снисходительный, трудолюбивый, бесстрашный и гениальный. Если фильм Роуча и стоит смотреть, то именно из-за Крэнстона. Актёр с достоинством проходит огонь, воду и медные трубы проторённой дорожки стандартного извинительного некролога, не позволяя своей выдержанной игрой опуститься фильму в пафосную гущу или фарсовую нелепицу. К сожалению, хоть сценарий и вполне пристоен для фильмов подобного типа, возможностей вляпаться в безвкусицу журналистских штампов имелось предостаточно.

Так как личность Трамбо высвечена через призму вполне конкретных исторических событий, то создатели знакомят нас с героем не в начале его творческого пути, а когда он уже стал самым высокооплачиваемым сценаристом Голливуда. Далее выстраивается типическая драматургическая парабола: от стабильности и статусности к стремительному падению в тюрьму и забвение, постепенно сменяемому восхождением к признанию и известности. Действие строго хронологично, с надлежащей искупительной моралью в самом конце.

Трамбо, рецензия

«Трамбо», рецензия

Главная неудача – женские образы. Дайан Лэйн и Эль Фанннг – жена и дочь Трамбо встроены в сюжет «лишь бы были» и играть им совершенно нечего. Не сказать, чтобы и отрицательный персонаж светской обозревательницы Хедды Хоппер в исполнении Хеллен Мирен отличался особой глубиной. Тем не менее, существуя в сценарии исключительно как персонифицированный символ мракобесия маккартизма, Миррен в органичном злодейском шарже мерзкой сплетницы выжала максимум из предложенного. Зато мужская галерея видных деятелей киноиндустрии того времени выписана и сыграна занимательно, с колоритной портретной нарочитостью. Среди них Отто Премингер, Фрэнк Кинг, Кирк Дуглас. Авторы не ограничились покаянными экивоками, они решили заклеймить тех, кто непосредственно ответственен за сломанные судьбы своих коллег. Жалким трусом, к примеру, предстаёт обычно грозный на экране Эдвард Робинсон, но более всех досталось Джону Уэйну. Суперзвезда прошлого века и символ традиционных американо-христианских ценностей, Уэйн оказывается в представленном контексте тупым деревенщиной и гадким лицемером, готовым чуть ли не собственноручно душить любого, подозреваемого в заговоре с красными.

Постановка Роуча не такая изобретательная и утончённая как «Доброй ночи и удачи» Джорджа Клуни на ту же тему, но «Трамбо» — кино качественное, гуманистическое и идеологически правильное. Даже финальная патетичная речь главного героя преподнесена с максимальной тактичностью. И всё же вряд ли эта картина войдёт в фонд пересматриваемых и народно любимых, как в своей стране, так и за её пределами. Тому пример — ближайший родственник «Трамбо», ныне совершенно забытый (пусть и снятый не так давно) и куда более талантливый «Виновен по подозрению» с Робертом Де Ниро. Обращаясь к личности Далтона Трамбо, всегда лучше сделать выбор в пользу «Джонни взял ружьё» — глубокого символического романа написанного им до «охоты на ведьм», но экранизированного им же много после.