Уличный кот по кличке Боб (A Street Cat Named Bob), 2016, Роджер Споттисвуд

Эрик Шургот — об экранизации автобиографии Джеймса Боуэна

Бытует мнение, что Ирвин Уэлш писал свою легендарную «На Игле» в назидание всем желающим пристраститься к наркотикам, как наглядную иллюстрацию тех ужасов, что их ждут. Так это или нет, но культовым творчество Уэлша стало именно благодаря ярким иллюстрациям из жизни типичного наркомана, со всеми «трипами» и «приходами». Джеймс Боуэн — тоже в прошлом наркоман – заниматься писательской деятельностью не собирался, пел себе на улицах, тратил деньги на дозу и тщетно (по собственному уверению) пытался завязать — как честный человек, с очередного понедельника. Но среди петляющих улочек судьбы незадачливого музыканта совершенно случайно появился дружелюбный рыжий котяра, которому суждено было стать поводырем в нелегком пути отказа от наркотиков. Пусть идею написать автобиографический роман Джеймсу подкинул литературный агент, и без активной помощи соавторов явно не обошлось, в основу книги легла обычная история простого человека, которому не менее беспородный кот помог начать новую жизнь. Борьба с наркотиками и умиление котиками – разумеется, книге суждено было стать бестселлером, а они, как водится, автоматически встают в очередь на экранизацию.

"Уличный кот по кличке Боб", рецензия

«Уличный кот по кличке Боб», рецензия

Роджер Споттисвуд в своем новом фильме говорит на простом и понятном зрителю языке. Главный герой, хоть и безответственный наркоман, но в целом неплохой парень. Город Лондон не скопище грязных улиц с наростами притонов, а обычный европейский мегаполис, в котором слишком легко потерять верный жизненный ориентир и довериться неприглядного вида дилеру, сулящему грёзы за сущие пенсы. В чистом виде мотивирующее кино, не зацикленное на негативе, но постоянно стремящееся к светлому и чистому. Экранный Джеймс предстает зрительскому взору измученным зависимостью, но уже с первых кадров готовым завязать с губительным пристрастием. Не будет тут затяжных трипов, грязных от выделений матрасов, исколотых рук и прочих прелестей «наркоманского кино», но будет рыжий кот, который, сам того не ведая, протянет лапу помощи нуждающемуся в нем человеку. Вернее, сначала Джеймс поможет раненому животному, отдаст последние кровные деньги в ветеринарной клинике, опоздает на заместительную терапию. В фильме вообще делается сильный акцент на том, что Боб для Джеймса настоящий друг, а не просто инструмент заработка на улице – дорогие консервы, решительный тон в диалоге с назойливой дамой, желающей купить «милого котика». История о дружбе человека и животного стара как мир, но при правильной подаче все равно трогает до глубины души.

Важную роль в фильме играет социальный контекст. Мы привыкли, что наркоман — это опустившийся человек, медленно убивающий себя дурью и умирающий, лежа на полу в собственной рвоте. За исхудалым телом и бледным, измученным лицом, мы не всегда готовы видеть подобного себе. Между тем, именно отзывчивость становится краеугольным камнем ленты — подобно тому, как Джеймс спасает обездоленного кота от голодной смерти на улице, ему самому общество бросает спасательный круг. Боб — верный друг, но что делал бы главный герой без окружавших его людей, без терпеливого куратора, отзывчивой соседки или женщины, взявшей наркомана на работу? Создатели фильма, как и все причастные к первоисточнику, взывают к разуму и гуманизму. Наркомания не богемная блажь, не вечное клеймо, а такая же болезнь, как туберкулез или шизофрения, и ее необходимо лечить. Спасение утопающего — дело каждого, кто находится рядом, особенно, если утопающий отчаянно барахтается и гребет к берегу.

Важную роль в фильме играет социальный контекст. Мы привыкли, что наркоман — это опустившийся человек, медленно убивающий себя дурью и умирающий, лежа на полу в собственной рвоте. За исхудалым телом и бледным, измученным лицом, мы не всегда готовы видеть подобного себе. Между тем, именно отзывчивость становится краеугольным камнем ленты

Споттисвуд в британском кино известная личность — работал с самим Пекинпой, снял достаточно фильмов, пришедшихся по вкусу как прессе, так и рядовым зрителям. История про уличного кота не то чтобы откровение бывалого режиссера, но тут налицо многолетний опыт, позволивший рассказать историю просто и без лишней загруженности деталями. Радует и каст. Люк Трэдевей убедителен в моменты ломки, и в принципе очень обаятелен. Его подружку играет Рута Гедминтас, она создает образ граждански активной, немного не от мира сего, веганши — этакой повзрослевшей Луны Лавгуд. Кота Боба, к слову сказать, играет сам кот Боб, настоящий и во плоти. Он тут главная звезда, частенько зрителю даже предлагают взглянуть на мир глазами пушистого друга. Однако фильм отнюдь не эксплуатация умилительного образа, в нем много второстепенных персонажей, каждый из которых играет важную роль в этой поучительной истории. Марк Рентон — главный герой романа Уэлша — сознательно употреблял героин, считая наркотик собственной альтернативой нормальности. Стремление к «чистому» существованию пришло к нему вместе с пережитыми потрясениями, смертью и чувством вины. Джеймс Боуэн — реальный человек — сознательно отказался от веществ в пользу нормальной жизни просто потому, что в глубине души всегда этого хотел. У этих двух книг разный художественный вес, да и Споттисвуд все же не Бойл, но иной раз нужно говорить о таких неоднозначных вещах, как борьба с наркотической зависимостью, более простым и понятным языком.