Homo homini lupus est

Ветреная река (Wind River), 2017, Тейлор Шеридан

Сергей Феофанов рассказывает о фильме Тейлора Шеридана

США, горный штат Вайоминг, наши дни. Суровый егерь Кори (Джереми Реннер) находит на территории индейской резервации «Ветреная река» тело молодой девушки. Довольно быстро на место происшествия прибывает не слишком опытная сотрудница ФБР Джейн (Элизабет Олсен). Выясняется, что перед смертью жертву изнасиловали, а умерла она от переохлаждения, босиком по снегу убегая от преследователя. Федеральным властям резервация не слишком интересна, местных полицейских слишком мало, так что Джейн обращается за помощью к Кори, который отлично знает местные леса и неплохо управляется с охотничьим ружьем.

«Ветреная река» стала первой заметной (и второй в принципе) режиссерской работой Тейлора Шеридана, который забросил актерское поприще ради карьеры сценариста. Сделал он это совсем не зря – артист из него получился довольно средний, а вот как сценарист Шеридан уже написал «Убийцу» Дени Вильнева и «Любой ценой» Дэвида Маккензи. Сценарий к «Ветреной реке» Шеридан, разумеется, тоже написал самостоятельно. Получилось очень похоже: все то же американское захолустье (только холодное и с индейцами), все то же насилие, все те же аутсайдеры в поиске выхода из сложных жизненных ситуаций. Строго говоря, перед нами – своего рода триптих, энциклопедия жизни непарадной Америки.

«Ветреная река», рецензия

Олсен вполне добротно играет классическую сильную женщину, но царит на экране Реннер, сыгравший здесь не хуже, чем в «Повелителе бурь». Актеру очень идет роль немногословного охотника, который выступает не столько героем фильма, сколько стихией вроде снега или ветра, ружьем на стене, которое выстрелит в кульминации. Здешний сеттинг также заслуживает аплодисментов — холодные пейзажи Вайоминга чертовски здорово подходят этой истории, а величественная первобытность заснеженных гор оттеняет уверенный экшен (его немного, но он впечатляет) и реалистичное насилие.

Шеридан выдерживает ритм, вписывает в линейный сюжет единственный (весьма уместный, кстати сказать) флэшбек и дополняет угрюмую прозу жизни рядом саркастических реплик. Отдельных комплиментов заслуживает операторская работа Бена Ричардсона («Звери дикого Юга», «Виноваты звезды»). До «Убийцы» все это, конечно, не дотягивает, а вот сравнение с «Любой ценой» картина выдерживает – Шеридану пока не хватает собственного режиссерского видения, но поставлена «Ветреная река» грамотно, уверенно и очень крепко.

Шеридан выдерживает ритм, вписывает в линейный сюжет единственный (весьма уместный, кстати сказать) флэшбек и дополняет угрюмую прозу жизни рядом саркастических реплик. До «Убийцы» все это, конечно, не дотягивает, а вот сравнение с «Любой ценой» картина выдерживает – автору пока не хватает собственного режиссерского видения, но поставлена «Ветреная река» грамотно, уверенно и очень крепко

Да, немного хромает детективная составляющая, но фильм это не портит – детектива здесь не так много. Стандартная для триллера завязка продолжается размышлением о лишних людях и заснеженном дне современных США, чтобы в финале превратиться в универсальную и  общечеловеческую историю об утрате и возмездии. Не портит эту коллаборацию смыслов даже необязательный и избыточный постскриптум, вновь возвращающий зрителей к теме невеселой жизни коренных народов Америки. В итоге «Ветреная река» оказывается притчей с социальным звучанием, упакованной в жанровую обертку. Это и детектив, и драма, и даже ревизионистский вестерн, но прежде всего — удачная иллюстрация расхожего афоризма Тита Макция Плавта.

Человек человеку волк. Кажется, порой это не так уж и плохо.