Игорь Нестеров вспоминает фильмы о крупнейших боевых операциях Второй мировой войны

20 июля на российский киноэкран вышел «Дюнкерк» — амбициозная военная драма британского режиссёра Кристофера Нолана. Фильм посвящён Операции «Динамо» (24 мая – 4 июня 1940 года) — масштабной эвакуации из континентальной Европы на Британские острова английских, французских и бельгийских войск, окружённых армией Третьего рейха. Какую бы реакцию не вызвала нолановская эпопея, «Дюнерк» займет своё законное место среди кинематографических реконструкций важнейших военных событий 1939 – 1945 гг. Postcriticism предлагает читателям обзор самых ярких батальных кинополотен о переломных боевых миссиях Второй мировой.

Динамо

Историческая справка

Дата: 24 мая – 4 июня 1940 года

Специальная операция британского королевского флота и авиации по спасению англо-франко-бельгийской армии от неминуемого поражения со стороны вермахта. Событие признано самой масштабной военной эвакуацией в мировой истории. Политики и пресса Соединенного Королевства долгое время именовали этот вынужденный манёвр не иначе, как «чудом под Дюнкерком», поскольку вместо планируемых 45 тыс. солдат и офицеров, с материка на британский архипелаг удалось переправить – 338 тыс. человек. Подобное стало возможным благодаря скоординированным действиям 850 английских, французских, голландских и бельгийских военных кораблей, а также 700 частных торговых и рыбацких судов, которые откликнулись на отчаянный призыв британского правительства. Несмотря на успех Дюнкеркской операции, её тактический итог катастрофичен. Нацистская Германия завладела 2,5 тыс. пушек и гаубиц, 65 тыс. танков, грузовиков и бронемашин, 20 тыс. мотоциклов, 58 тыс. тонн боеприпасов, 147 тыс. тонн горючего. Всё это было брошено союзниками на милость победителя. Ровно через две недели после «чуда под Дюнкерком» Франция подписала акт о капитуляции, а Британия на 4 года потеряла военную инициативу.

Дюнкерк (1958), Великобритания. Режиссёр — Лесли Норман

Первый фильм о Дюнкерке, как почти все военные ленты эпохи сороковых-пятидесятых, мифологизирует военные достижения союзников, превращая Операцию «Динамо» в героический батальный спектакль. Человеческой драме уделено до крайности мало времени, зато военные сцены выполнены на пределе возможностей тех лет. Вряд ли этот фильм можно назвать бессмертной классикой из-за наивной и чересчур напыщенной интерпретации событий. Как сказал Уинстон Черчилль, войны не выигрываются с помощью эвакуаций, а после просмотра этого фильма можно ошибочно решить, что выигрываются.

Атака орла

Историческая справка

Дата: 13 августа 1940 года

Дерзкая операция военно-воздушных сил Третьего Рейха, нацеленная на полное уничтожение английской авиации, ставшая ключевым эпизодом Битвы за Британию. План немецкого командования заключался в том, чтобы вывести все английские аэродромы из строя и лишить англичан возможности защитить небо над Ла-Маншем, чтобы беспрепятственно высадить десант на Британские острова. Для реализации операции были задействованы до 80 % всех германских бомбардировщиков и истребителей. Плохие погодные условия, хорошая работа английской разведки и слаженные действия королевской авиации привели к срыву нацистского замысла и вылились в одно из самых крупных военных поражений Люфтваффе. Гитлеровская Германия потеряла 48 самолётов и спустя несколько недель отказалась от планов захвата Британии, обратив свой зловещий взгляд на Советский Союз.

Битва за Англию (1969), Великобритания. Режиссёр – Гэй Хэмилтон

Военная экшн-драма от создателя четырех фильмов о Джеймсе Бонде. В картине сошлись все английские кинозвёзды шестидесятых и молодые актёры, позже достигшие звёздного статуса: от Майкла Кейна до Йена МакШейна, от Лоуренса Оливье до Кристофера Пламмера. Сцены воздушных боёв поставлены на высшем уровне: позже ими вдохновлялись не только авторы «Топ Гана», но и «Звёздных войн». Техническими советниками фильма выступили бывший нацистский ас и ветераны английской авиации. Невзирая на множество блестяще поставленных боевых сцен, в фильме нет ни эмоциональной искры, ни драматургической симметрии, что, впрочем, не мешает наслаждаться отменной визуализацией одного из главных эпизодов Второй мировой.

Операция Z

Историческая справка

Дата: 7 декабря 1941 года

Внезапная атака японских императорских ВВС на базу тихоокеанского флота США Перл-Харбор на Гавайских островах. Америка потеряла 4 линкора, 188 самолётов и около 2500 человек убитыми, после чего официально вступила в войну против Японии, Германии и Италии на стороне Великобритании и Советского Союза. Япония потеряла 4 минисубмарины, 29 самолётов и 64 лётчика, заработав себе временное тактическое преимущество. Многие уже тогда посчитали налёт на американскую военно-морскую базу – национальным самоубийством из-за несоразмерности военной и экономической мощи двух стран. Как ни парадоксально, примерно так же считал – главный разработчик и исполнитель Операции Z адмирал Исороко Ямомото, который не сумел переубедить императорских министров и не мог ослушаться императорского приказа. Как результат, блестящие японские военные победы всего через полгода сменились сплошной чередой поражений. Нападение на Перл-Харбор – один из самых каноничных, ярких и экранизируемых военных эпизодов в истории.

Седьмое декабря (1943), США. Режиссёр – Джон Форд

Пропагандистская документально-художественная лента, снятая по горячим следам корифеем американского кино, мастером вестернов – Джоном Фордом. Режиссёр смог создать настолько натуралистичную картинку, что многие позже ошибочно принимали сцены из «Седьмого декабря» за реальную кинохронику атаки. Есть здесь и персонифицированный Дядя Сэм, и призрак погибшего американского моряка, и разжигание ненависти к японо-американцам. Фордовская картина призывает мстить японцам почти так же яростно, как советская пропаганда внушала лозунг «Убей немца!».

Буря в Тихом океане (1960), Япония. Режиссёр — Сюэ Мацубаяси

Версия событий 7 декабря 1941-го года от кинематографистов Страны восходящего солнца, известная в западном прокате под названием «Я разбомбил Перл-Харбор». За созданием фильма стояли продюсеры оригинального «Годзиллы» (1954). Сам сюжет представляет собой рассказ молодого бомбардира, лейтенанта Коджи Китами, служащего на борту японского авианосца. Роль харизматичного адмирала Ямомото исполнил любимец режиссёра Акиры Куросавы — Тосиро Мифунэ. Позже он сыграл знаменитого флотоводца ещё в трёх кинолентах. Именно этот фильм – первый взгляд на войну от режиссёров и сценаристов побеждённой державы.

Тора! Тора! Тора! (1970), США-Япония. Режиссёры — Ричард Флайшер, Киндзи Фукасаку, Тосио Масуда

Скрупулёзное киновоплощение атаки на Перл-Харбор и предшествующих ей политических событий. Создатели предлагают посмотреть на конфликт с обеих сторон – американской и японской. Картина содержит захватывающие и виртуозно снятые сцены бомбардировки, разрушившей американскую военно-морскую базу на Гавайях. Фильм собрал хорошую кассу в Японии, однако почти провалился в США, поэтому потребовались годы, чтобы компенсировать издержки производства. Виной тому, по мнению критиков, недостаток драматизма и ярких киноролей. Тем не менее эта лента по сей день считается одной из самых исторически точных батальных постановок. Именно на основе «Торы!» значительная часть японских и американских зрителей формирует представление о начале американо-японского противостояния.

Перл-Харбор (2001), США. Режиссёр – Майкл Бэй

Дорогостоящее и глуповатое кино с безобразными диалогами и не менее безобразной романтической историей. Единственное, что спасает фильм от краха и забвения — технично поставленная 40-минутная сцена авиаудара. Конечно, Майкл Бэй не был бы собой, если бы не попытался взорвать всё, что попадёт в кадр, однако нельзя сказать, что это сильно меняет суть дела. Тем не менее номинации на шесть Золотых малин – достались авторам за дело: кино напрочь лишено сакрального и бережного отношения к американской национальной трагедии, типажи героев – плоские и фальшивые. Нападение на Перл-Харбор от Майкла Бэя – это весёлая и забавная войнушка: не вдумчивая киноработа 35-летнего взрослого, а поток сознания 13-летнего подростка, который не определился – хочет ли он спасти этот мир или спалить дотла.

Атака на Перл-Харбор (2011), Япония. Режиссёр — Идзуру Нарусима

Насыщенный спецэффектами биографический фильм об адмирале Ямомото, снятый по заказу и при содействии министерства самообороны Японии. Лента сосредоточена на принятии и претворении в жизнь рокового решения о нападении на Перл-Харбор. Картина уделяет много внимания внутреннему конфликту талантливого флотоводца, зажатого в тиски между здравым смыслом и самурайским долгом. Роль Ямомото специально создавалась для одного из ведущих японских актёров современности — Кодзи Якусё, и проект вряд ли бы состоялся, если бы он не смог принять участие в съемках. Фильм бережно относится к фактам и старается смотреть на события максимально объективно, что нынче редкость. Старания оправдывают себя: получилось продуманно, зрелищно и честно.

Мидуэй

Историческая справка

Дата: 4 июня – 7 июня 1942 года

Ожесточенные бои вблизи Гавайского архипелага, закончившиеся решительной победой США над Японией. Говоря языком штампов – битва, которая привела к «коренному перелому» на тихоокеанском фронте боевых действий. Во время четырехдневного сражения на море и в воздухе флот США, превосходящий численно морскую армаду Империи восходящего солнца, уничтожил четыре японских авианосца, потеряв только один собственный. После тяжелого поражения возле атолла Мидуэй Япония до конца войны не провела ни одной крупной наступательной операции. Звезда главнокомандующего японским флотом адмирала Исороко Ямомото закатилась. Взошла звезда американского адмирала Честера Нимица.

Мидуэй (1976), США. Режиссёр – Джек Смайт

Подробная реконструкция исторических событий, которой мешает только надуманная любовная история между сыном американского капитана и гавайской девушкой японского происхождения. Военные события представлены драматично, основной сюжет дотошно следует фактам, не отвлекаясь на излишнюю эмоциональность. Актёрские легенды – Генри Фонда, Чарльстон Хестон, Джеймс Коберн оживляют киноповествование, дополняя батальные сцены прекрасной игрой. Этот фильм стал последней голливудской военной драмой на тему Второй мировой, где воспевание храбрых американских ребят и глорификация подвига — главная цель. Далее основной упор стал делаться на психологизм и попытку более глубоко понять мотивацию противника.

Нептун

Историческая справка

Дата: 6 июня 1944-го года

Знаменитая, воспетая литераторами, журналистами и кинематографистами высадка объединенной англо-американской армии на севере оккупированной нацистами Франции. День «Д» — это и провал, и удача. Удача, потому как долгожданный второй фронт был открыт. Провал, поскольку никогда ещё армия западных союзников не теряла более 10 тыс. человек погибшими за один-единственный день. Миссия потребовала привлечения 7000 боевых и транспортных кораблей, 9500 самолётов и 2 млн. человек, что сделало её самой крупной военно-десантной операцией в истории человечества. Вопреки распространенному мнению высадка велась не только с моря, но и с воздуха. Несмотря на потери, план «Нептун» был реализован в полном объёме, Францию удалось освободить от нацистов к концу августа 1944 года.

Самый длинный день (1962), США. Режиссёры Кен Эннакин, Эндрю Мортон, Бернхард Викки, Герд Освальд, Дэррил Ф. Занук

Грандиозное батальное полотно с актёрами первой величины. Идея создателей заключалась в том, чтобы воскресить союзнический дух и привлечь к совместной работе над фильмом – кинематографистов и кинозвёзд из всех стран, принимавших участие в Операции «Нептун». Даже проигравшим немцам нашлось место. Тут можно увидеть одновременно Джона Уэйна и Генри Фонду, Шона Коннери и Ричарда Бёртона. Дикая ярость и звук войны умело врезаются в плёнку. Временами лента напоминает полудокументальный фильм о механизме и логистике вторжения союзников. Трёхчасовой эпик разряжается небольшими ироничными и грустными сценами. «Самый длинный день» вряд ли сможет соперничать по зрелищности с более поздними постановками о Второй мировой, однако фильм до сих пор считается многими зрителями и критиками эталонным кино о великой войне.

Спасти рядового Райана (1998), США. Режиссёр Стивен Спилберг

Титулованная спилберговская эпопея не только подарила миру самую каноничную и безупречную сцену штурма нормандского побережья, но и вновь заразила кинематограф интересом к большому кино о Второй мировой после длительного перерыва. Фильм тактично и грамотно лавирует между военным пафосом и военным ужасом, мастерски прорисовывает солдатские типажи. Редкий случай: батализм здесь не соперничает с драматизмом и психологизмом, а умело сочетается с ними, образуя красивый и крепкий симбиоз. «Спасти рядового Райана» выполняет самую сложную задачу для антивоенных драм: наполняет сюжет зрелищными батальными сценами, которые никоим образом не прославляют военное ремесло и не романтизируют искусство войны. Стивен Спилберг и исполнитель главной роли Том Хэнкс настолько вдохновились темой Второй мировой, что чуть позже спродюсировали два минисериала: «Братья по оружию» и «Тихий океан». Их определенно стоит посмотреть всем тем, кто неравнодушен к военному кино и военной истории.

Маркет Гарден

Историческая справка

Дата: 17 — 25 сентября 1944 года

Смелый план союзников по захвату промышленных зон нацистской Германии, обернувшийся чудовищным провалом из-за недальновидности и самоуверенности английского фельдмаршала Бернарда Монтгомери. Цель войск союзников заключалась в создании наступательного плацдарма в Нидерландах для последующего вторжения в Рурский промышленный район Германии. Тактические просчёты привели к тому, что мосты — ключевые объекты, необходимые для передвижения военной и транспортной техники, не удалось захватить в срок. Промедление англичан дало возможность вермахту перегруппироваться и нанести удар по позициям союзников. Сражение унесло жизни 17 тыс. англичан и американцев, привело к потере 88 танков и 144 транспортных самолетов. Крах операции развеял мечты командования стран Запада завершить войну к Рождеству 1944 года.

Мост слишком далеко (1977), США-Великобритания. Режиссёр – Ричард Аттенборо

Беспокойство и разочарование служат главными эмоциональными элементами этого фильма. Звёздный интернационал (Шон Коннери, Лоуренс Оливье, Майкл Кейн, Джин Хэкмен, Энтони Хопкинс, Лив Ульман, Роберт Рэдфорд и Максимилиан Шелл) убедительно намекает, что это кино ни в коем случае не следует пропускать.  Фильм делает сильный акцент на ужасах войны, изображая не только жестокие военные стычки и их последствия для героев, но и безрассудные политические решения, которые привели к бессмысленной гибели людей. Это кино – яркое свидетельство того, что западный кинематограф интересовали не только победы, но и поражения.

Вахта на Рейне

Историческая справка

Дата: 16 декабря 1944 – 25 января 1945 года

Последнее крупное контрнаступление нацистской Германии против армии союзников через горные районы Арденн в Бельгии и Люксембурге. Внезапная атака немцев застала союзные войска врасплох. Нацистской разведке удалось обмануть союзников и нанести англо-американской армии серьёзнейший урон. Американские вооруженные силы приняли на себя основную тяжесть нападения и понесли самые тяжелые потери с начала войны. Около 1 млн. человек принимали участие в сражении с обеих сторон, в боях погибло 125 тыс. немцев и 100 тыс. американцев. После яростных боёв остатки германских войск отступили, однако победа столь тяжело далась союзникам, что дальнейшие военные операции на западном фронте стали проходить значительно медленнее. Часть историков считает, что именно шокирующие потери в ходе Арденнской операции заставили западных союзников отказаться от планов штурма Берлина.

Битва в Арденнах (1965), США. Режиссёр – Кен Эннакин

Отнюдь не документальное, вольно обращающееся с фактами, но насыщенное сильными батальными сценами кино. Если закрыть глаза на исторические искажения, то фильм покажется слаженным и неплохо сыгранным. Сюжет сосредоточен на полковнике американской армии (Генри Фонда), который подозревает, что немцы готовятся к крупному наступлению, однако не может убедить в этом своих старших офицеров. По мере того как действие разворачивается, именно ходу битвы уделяется центральное место. Кино примечательно тем, что после его просмотра бывший главнокомандующий армией союзников Дуайт Эйзенхауэр дал пресс-конференцию, в которой обвинил создателей фильма в ложной интерпретации исторических событий и множестве исторических неточностей. Впрочем, аутентичность поставленных боевых эпизодов экс-президент и бывший военачальник признал и одобрил.