Жизнь Кабачка (Ma vie de Courgette), 2016, Клод Баррас

Наталья Бука дебютирует на Postcriticism рецензией на мультфильм Клода Барраса

Гремя пустыми пивными банками, девятилетний мальчик по имени Икар пытается соорудить из них жестяную башню. Это одно из его обычных занятий. Такое же, как запуск дорогого сердцу воздушного змея или прослушивание маминой кухонной ругани. Стены в его комнате пестрят изображениями разнокалиберных куриц в память о папе-супергерое, который  очень любил цыпочек, судя по эмоциональным рассказам мамы… Мамы, кличущей своего сына Кабачком, напрочь разочарованной в жизни, считающей всех особей мужского пола подлыми лжецами и ищущей спасение в превращении полных пивных банок в строительный материал для нескончаемых башен. Так они и жили, мальчик и мама, но воистину пути господни неисповедимы: несчастный случай, к которому Кабачок нечаянно приложил свою детскую руку, в одну секунду сделал его сиротой.

Мультипликационная полнометражка Клода Барраса «Жизнь Кабачка» была номинирована на «Оскар» и «Золотой глобус», завоевала главный приз и приз зрительских симпатий на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси, а также открыла ежегодный «Большой фестиваль мультфильмов» в России. Мультфильм определённо заслуживает внимания: он, прежде всего, интересен своей необычной и одновременно такой банальной историей: историей мальчика, попавшего в приют. Что касается возрастных ограничений, то этот душещипательный анимационный сказ будет понятен, скорее, детям школьного возраста и, конечно, их несносным родителям.

«Жизнь Кабачка», рецензия

На первый взгляд может показаться, что мультфильм рассказывает зрителю о нелюбви: ведь каждый обитатель приюта «Фонтаны» в разной степени испытал на себе её чудовищные проявления. Родители рыжего сорванца Симона — наркоманы,  маму чернокожей Беа депортировали из страны, молчаливая Алиса стучит вилкой по тарелке и каждую ночь видит кошмары, говорят, папа совершал с ней ужасные вещи… Толстый Жюжюб всё время ест: он помнит, как его мама сутками открывала и закрывала холодильник, отец тщедушного Ахмеда совершил ограбление. А новенькая Камилла так и вообще стала свидетелем ужасного убийства и самоубийства в придачу. «Больше нет людей, которые нас любят…», — делится с Кабачком правдой жизни заводила Симон.

Но вопреки мрачному прошлому и искалеченным судьбам эти «ничьи» теперь дети находят в себе силы для дружбы, поддержки и понимания. В отличие от многих взрослых, которые стали черствы и равнодушны, которые с опаской относятся к помощи, которые чуют подвох в вежливом отношении. Детские глаза видят красоту, их уши учатся слышать друг друга, их сердца хотят любить. Эта «фриковатая» компания умеет веселиться, шутить и кривляться под музыку в отблесках диско-шара. По ночам мальчишки рассуждают о сексе и даже знают, что такое «прелюдия» и отчего девчонки тяжело дышат, а днём все вместе заполняют дневник погоды, где у каждого светит своё персональное солнце.

Эффект от очевидной морали ”all you need is love” усиливается не без помощи визуального ряда: кукольный мир Барраса наделил персонажей огромными круглыми головами с широко открытыми глазами, пластилиновыми волосами, «правом на надежду и верою в любовь»

Создателям мультфильма очень точно удалось передать атмосферу детского сиротского сообщества и возрастных особенностей поведения ребят (не за горами сложнейший пубертат…). Порой «маленькие люди» могут сказать нам гораздо больше, чем кажется. И подмечают они больше и мыслят гораздо глубже, чем обычно ожидают них родители, вопитатели и педагоги, которые сами привыкли фрустрировать, глушить свои и детские эмоции, мнения и порывы.

Эффект от очевидной морали ”all you need is love” усиливается не без помощи визуального ряда: кукольный мир Барраса наделил персонажей огромными круглыми головами с широко открытыми глазами, пластилиновыми волосами, «правом на надежду и верою в любовь». А благодаря чарующим деталям вроде чтения Кафки и поднимающейся по лестнице тёте в мини-юбке, а также отличному юмору «Жизнь Кабачка» становится полноценным трогательным анимационным фильмом.