Осень сверхдержавы, или Yankee go home
13 часов: Тайные солдаты Бенгази (13 Hours: The Secret Soldiers of Benghazi), 2016, Майкл Бэй
Игорь Нестеров рецензирует киновысказывание Майкла Бэя о тщетной борьбе усталой Империи порядка с ордами хаоса.
Как-то раз в 13-летнем возрасте маленький Майки напичкал игрушечный поезд шутихами, поджёг фитиль и устроил крошечную Хиросиму, запечатлев её на восьмимиллиметровую камеру и едва не спалив родительский таунхаус. Мальчик подрос, но остался большим ребёнком. В отличие от ровесников он не растерял пироманского задора и получил шанс предавать огню и тротилу более внушительные объекты: небоскребы, астероиды, базы военно-морского флота США и, вообще всё, что может гореть, плавиться, взлетать на воздух и разрываться на куски. Подсчитано, что за свою кинокарьеру Майкл Бенджамин Бэй произвёл на экране более тысячи взрывов, сколотив на этом солидный капитал и вступив в элитный клуб самых коммерчески успешных кинематографистов современности. В новой картине главного американского “взрывотехника” есть и поджоги, и автопогони, и миномётные атаки, и жаркие перестрелки, но при этом нет ни звёздного состава, ни привычной гигантомании.
Очевидно, что мультимиллионер Бэй решил сэкономить на излюбленных трюках и популярных знаменитостях вовсе не по причине дефицита кинобюджета, а из-за того, что изначально задумал снять актуальную военную драму с незатёртыми актёрами вместо очередного экшн-хита с Меган Фокс, Шайей ЛаБаффом и Майклом Уолбергом. Фильм “13 часов: Тайные солдаты Бенгази” целиком посвящён неизвестному подвигу группы военных контрактников ЦРУ, которые вопреки приказам руководства и без поддержи правительства спасли от неминуемой гибели американских разведчиков, дипломатов и бизнес-атташе в раздираемой гражданской войной Ливии. Примечательно, что в основу сюжета положены относительно недавние события 11 сентября 2012 года, когда толпы вооружённых исламистов ворвались в звёздно-полосатое консульство, растерзали посла Кристофера Стивенса и совершили набег на ливийскую базу ЦРУ, помпезно отметив годовщину нью-йоркских терактов.
С детской прямотой Бэй указывает на американское участие в свержении жёсткого, но стабильного режима полковника Каддафи, подчёркивает усиление насилия и анархии на территории “свободной” Ливии, даёт “полюбоваться” образами нефтяных лоббистов.
Обычно фабрика грёз предпочитает не сыпать соль на свежие раны, однако здесь особый случай: явный прокол Госдепа США и его тогдашнего шефа – фаворита нынешней президентской гонки Хиллари Клинтон, которой многие влиятельные силы в Америке желают скорейшего поражения на выборах. Любопытно, что сценарий “13 часов” написан не на базе официального сенатского расследования, а по мотивам рассказов военных, непосредственных очевидцев и участников инцидента, собранных авторитетным журналистом и Пулитцеровским призёром Митчеллом Зукоффом. Поэтому мы имеем дело с достаточно достоверным, внешне аполитичным, но явно злободневным киновысказыванием о тщетной борьбе усталой Империи порядка с ордами хаоса.
Вряд ли кто-то всерьёз ожидал от пятикратного номинанта и двукратного лауреата антипремии “Золотая малина” философских откровений и драматургического размаха. Экранизация трагедии в Бенгази не изобилует глубокими смысловыми залежами и не блещет кропотливой проработкой персонажей, при этом поднимает серьезные темы. Два с половиной часа прокатного времени шестеро бородатых качков, как клонированные близнецы, похожие друг на друга и на американского снайпера Криса Кайла, козыряют солдатским юмором и расстреливают легионы джихадистов, спасают незадачливых сограждан и обсуждают семейные ценности. Осада секретного штаба ЦРУ по уровню боевикового накала и пафосного героизма напоминает не то историческую битву при форте Аламо, не то толкиеновскую бойню под Хельмовой падью. Тем не менее, одолжив героя из прошлогодней громкой патриотики Клинта Иствуда и размножив его в нескольких копиях, Бэй в отличие от своего предшественника осмеливается на важные и внезапные признания.
Старый мудрый Иствуд в “Американском снайпере” (как, впрочем, и Кэтрин Бигелоу в “Повелителе бури”) по смутным причинам не разрешает одну банальную, но болезненную дилемму: какого дьявола бравые американские вояки забыли в ближневосточных пустынях, почему они оставляют сиротами чужих детей вместо того, чтобы воспитывать своих? Однако то, что по статусу не положено Юпитеру, видимо, вполне позволено быку. Наивный взрослый Бэй, уже десять лет снимающий подростковое кино, на сей раз не стесняется задавать простые на первый взгляд, но дерзкие вопросы, о которых предпочитают помалкивать признанные мастера.
“13 часов: Тайные солдаты Бенгази”, рецензия
С детской прямолинейностью Бэй указывает на американское участие в свержении жёсткого, но стабильного режима полковника Каддафи, подчёркивает усиление насилия и анархии на территории “свободной” Ливии, даёт “полюбоваться” образами нефтяных лоббистов. Бесшабашное хамство и великодержавная спесь в исполнении штатовских наёмников резко контрастируют с самоотверженным и благородным поведением ливийских “хороших парней” – союзников Америки. При этом не скрывается, что отношения между янки и арабами походят больше на “дружбу” Робинзона и Пятницы, чем на равноправное партнёрство. Одновременно режиссёр в противовес соратникам по ремеслу не уничижает местных жителей, напоминая об их лишениях и жертвах.
Хотя главное, конечно, не в этом. Впервые за долгие годы Голливуд наглядно демонстрирует, как всесильное американское правительство теряет контроль над рукотворным кризисом, не высылает срочное военное подкрепление для спасения своих граждан и откровенно врёт мировой общественности о причинах кровопролития. Спасительный F-16 не прилетает и не вселяет во врагов суеверный страх перед Господом и Америкой, Госдепартамент предательски молчит и не высылает подмогу, по телевидению транслируют медийную подделку о всеисламских протестах, а где-то на горизонте уже маячат чёрные знамёна ИГИЛ.
Ясно, что фильм Бэя используют и будут использовать в войне компроматов. Говорят, главный конкурент Клинтон на предстоящих выборах Дональд Трамп устраивает бесплатные показы “13-ти часов” на агитационных встречах. Однако в “Тайных солдатах Бенгази” нет ни намёка на оправдание западной интервенции или отбеливание “арабской весны”. Подковёрным чиновничьим играм противопоставляется кодекс воинской чести, а бывалый американский контрактник так отчаянно мечтает о доме и тоскует о семье, что кажется вовсе не стражем демократии, а одиноким ковбоем, у которого не осталось ни сил, ни желания носить мундир мирового жандарма.