Перед приходом Ктулху
Девушка по вызову для Ктулху (Call Girl of Cthulhu), 2014, Крис ЛаМартина
Андрей Волков рассказывает о комедийном хорроре Криса ЛаМартины
С самого первого фильма Криса ЛаМартины, “Мёртвые тинейджеры”, было ясно, что молодой автор действительно талантлив, обладает богатым воображением, верным пониманием трэш-стилистики и способен передать энергетику действия, когда зритель становится не просто сторонним наблюдателем, а соучастником истории. Где это видано, чтобы любительский фильм «Мёртвые тинейджеры» захватывал дух, интриговал и даже был интересным для анализа!
С тех пор прошло ровно 8 лет. Режиссёр снял ещё 2 полнометражных фильма, в которых доказал, что он не случайная фигура, а иронически мыслящий постановщик. Но лучший его фильм – “Девушка по вызову для Ктулху”, который можно назвать трэш-вариацией мрачного сплаттера Брайана Паулина “Зародыш”. Деньги на создание картины режиссёр собирал в интернете, при помощи платформы краундфайдинга, и сумел набрать больше 27 тысяч долларов. И, поверьте, каждый цент виден на экране.
“Зародыш” и “Девушка по вызову…” объединяет, прежде всего, любовь режиссёров к творчеству лучшего хоррор-автора в истории литературы, Говарда Филлипса Лавкрафта. Причём, если Паулин воспроизвёл мифологию Лавкрафта опосредованно, через обилие монстров и безумие главного героя, который не в силах справиться со смертью жены, то ЛаМартина использует открытые отсылки, так что даже скудно знающий творчество Лавкрафта человек без труда обнаружит мотивы “Реаниматора”, “Неназываемого”, “Дагона”, “Показаний Рэндольфа Картера” (если брать экранизации мастера), а также широко известной мифологии Ктулху. Но, помимо умелого пастиша, особенно приятного тем, кто восхищается гением писателя, режиссёр делает отсылки к фильму Стивена Содерберга “Девушка по вызову”, а также творчеству Дона Долера (среди актёров заняты Лиана Чемиш и Джордж Стоувер, а в предыдущем фильме ЛаМартины принимал участие и Джо Риппли).
Кадр из фильма “Девушка по вызову для Ктулху” Криса ЛаМартины
Впрочем, Крис ЛаМартина всё-таки поумерил трэш, чтобы ярче выделить подтекст об одиночестве людей и о том, как трудно найти родственную душу в современном мире. Главные герои по-своему трогательны, хоть и чудаки. Один – художник-иллюстратор, который влюбился в девушку из службы эскорта. Она стала его музой, поскольку он сумел в ней разглядеть то, что не видят другие. И совершенно случайно оказалось, что именно она выбрана сектой, ведомой безумным учёным, дабы родить ребёнка от Ктулху и тем положить конец миру. Причём профессор на прямой вопрос, зачем он это делает, столь же откровенно отвечает, что жаждет уничтожения людей. Тем более, что почти все члены секты уже давно потеряли человеческое лицо, будучи в разной степени видоизменёнными существами, примерно как в “Дагоне” Стюарта Гордона.
Не менее интересен и третий главный герой – музыкант-неформал, чьё творчество никто не понимает, но, парадокс, именно её музыка губительна для людей-рыб и неприятна самому Ктулху. И пусть в этом видится привет “Марс атакует”, но сочувственное изображение персонажей, явно не вписывающихся в общество, заставляет отнестись к фильму ЛаМартина с особой приязнью.
Крис ЛаМартина снял смешное, серьезное, грустное, лиричное и, безусловно, талантливое кино, напоминающее, при всей несхожести сюжетов, “Лунатиков: Историю любви”. Это не столько трэш, сколько романтическая фантазия, в которой мифология космического зла, эсхатологические мотивы, увязаны с нестандартными героями, стремящимися найти своё место в жизни. Режиссёр неслучайно делает параллельную разбивку кадров рождения ребёнка Ктулху и потерю девственности художником в застенках секты. В ином случае это было бы смешно, но только не у ЛаМартина. И не потому, что трэш снимает многие ограничительные рамки сюжета, но и потому, что секс понимается как обряд перехода главных героев в качественно другое состояние. Это именно проявление любви. Пусть мир рушится, только бы хоть раз познать друг друга. Признаться в любви хотя бы на краю. И всё равно, что будет дальше.
ЛаМартина использует открытые отсылки, так что даже скудно знающий творчество Лавкрафта человек без труда обнаружит мотивы “Реаниматора”, “Неназываемого”, “Дагона”, “Показаний Рэндольфа Картера” (если брать экранизации мастера), а также широко известной мифологии Ктулху
Пройдя путь с режиссёром от его короткометражек до “Девушки по вызову…”, видишь, что по-настоящему талантливый автор ничуть не меняется. Он взрослеет, учится снимать на более высоком уровне, но стиль-то тот же самый, что и в “Мёртвых тинейджерах”. Отличный ритм (ЛаМартина никому не доверяет монтаж), превосходная музыка для синтезатора (Крис ещё и одарённый музыкант), яркие герои, захватывающий сюжет и хорошие для своего бюджета спецэффекты. После политического слэшера “День президента” ЛаМартина всего лишь набирался сил (снял более развлекательный фильм “Ведьмино зелье”) перед забегом на длинную дистанцию. Его творчество, при всей несхожести тем, продолжает наследие Дона Долера. ЛаМартина тоже умеет снимать легко, на грани шутки и серьёзной манеры, и, самое главное, он так же любит своего зрителя, и оттого, например, перечисляет в финальных титрах всех, кто прислал ему деньги. Посмотрев его последний на сегодняшний день фильм, понимаешь, что Крис – нечто большее, чем просто умелый трэшмейкер вроде Энтони Ферранте. А упорное нежелание автора браться за халтуру для малобюджетных студий (чем, увы, грешили Дэвид ДеКото и Джефф Лерой) с тем, чтобы снимать только то, что он сам хочет, вызывает большое уважение.
Крис ЛаМартина верно понял и адекватно воспроизвёл мифы гениального автора. Пусть многое он иронически переосмыслил, над чем-то добродушно посмеялся, но атмосфера апокалипсиса, неотвратимое наступление которого мало кто замечает, передана очень хорошо. Режиссёр не желает тешить зрителя сентиментальным завершением, оттого существа иного мира лишь на время отступают, дабы позже нанести сокрушительный удар. Но ведь если бы не Ктулху, Картер и Эрика так и не поняли бы, что просто созданы друг для друга. У них, образно выражаясь, была целая минута счастья, что, по Достоевскому, вполне достаточно даже на целую жизнь.
Не гонитесь за журавлем в небе, а цените синицу в руке. Будьте собой и умейте ценить своеобразие других людей, и вы непременно найдёте своё счастье. Быть может, ваша половинка где-то рядом, но вы этого просто не замечаете. Не стоит гнаться за кумиром – возможно, он и не достоин вас. И не бойтесь пробудившегося Ктулху – даже ему не под силу уничтожить любовь. Ведь любовь – это бог, и тот, кто пребывает в любви, пребывает в боге. И даже смерть не способна разлучить соединённые частички мировой души.
Cul-de-sac: “Слендермен” Сильвена Уайта
Андрей Волков - о мифах и хорроре Сильвена Уайта
Cul-de-sac: “Ужас из бездны” Себастьяна Гутьерреса
Андрей Волков - о забытом хорроре Себастьяна Гутьерреса
Cul-de-sac: “Корабли” Богдана Дробязко и “Глина” Михаэля Драу
Андрей Волков рассказывает о двух музыкальных клипах