Антон Фомочкин рассказывает о самых занятных кинопремьерах этого декабря
Дом, который построил Джек (6 декабря)
Новая картина Ларса фон Триера, постановщика навеки любимого и знакового в России, оказавшегося здесь чуть ли не синонимом к словосочетанию «интеллектуальное кино». Вот и сейчас на предпремьерных показах давка, немалые для арт-кино сборы, ажиотаж, поглощающий монструозные блокбастеры по соседству. Люди уходят, смеются, морщатся, вздыхают. Порой, кажется, смотрят лишь бы быть в курсе, быть способными поддержать беседу, когда речь зайдет об этой картине. Пользуется ли этим Триер? Частично. Он стал работать широкими мазками. Но «Джек», вопреки ожиданиям, – даже не попытка рефлексии (последняя проявляется разве что в размышлениях об искусстве); это кино про заурядного человека (одна из лучших ролей Мэтта Диллона), который всем нутром чувствует, что исключителен. Вопреки ожиданиям, в «Джеке» много задора, пусть и перемежающегося с ворчанием уже зрелого человека, он остроумен, и главное, Ларс все еще в поиске. Ведь нет ничего хуже, когда заслуженный автор перестает искать новые формы и стагнирует.
Хроники хищных городов (6 декабря)
Вероятно, одна из последних возможностей посмотреть высокобюджетную картину про «избранную»: изменить строй, проучить диктатуру и, балансируя между этими заботами, найти свою любовь. Такие вещи нерентабельны, и желания заниматься «Yang adult» у Голливуда все меньше. Примечательно, что стомиллионный проект, который за три трейлера так и не нашел свой уникальный манок, чтобы заинтересовать зрителя, – это продюсерский проект Питера Джексона (ответственен также за сценарий). Здесь даже Хьюго Уивинг играет злодея. Мегаполисы на моторах сжирают мелкие города за потребностью в ресурсах. Где-то на нижних ярусах Лондона встречаются два одиночества: мальчик и бунтарка со шрамами на лице. Понятно, что у них все будет хорошо, но какие тайны кроются за предназначением, происхождением и прочим – все это можно увидеть в картине. Американская пресса отнеслась со скепсисом, хотя ожидался провал погромче.
Мне по кайфу! (6 декабря)
На постере Дюжарден в банном халате и белых тапочках пересекает шоссе. Нет причин, по которым это не главный релиз недели. За камерой – режиссерский дуэт Делепина и Керверна, авторов «Последнего мамонта Франции» и очень смешного до последних двадцати минут «Сент-Амура». Хочется верить, что «Мне по кайфу!» – более цельная и выдержанная работа. В прокате очевидным хитом не стала, но прибыль благодаря хорошему сарафану принесла. Жаку уже полтинник, работать он не хочет, но разбогатеть по щелчку пальцев – пожалуйста. Для этого он переселяется к своей сестре и уговаривает ее развить бизнес, построенный на косметических манипуляциях.
Заповедник (6 декабря)
Второе за год обращение к довлатовскому наследию, на этот раз за основу была взята одноименная повесть. Сергей Безруков в образе рок-музыканта, сбежавшего в «Пушкин-ленд» в Михайловском от всех бед, проблем и забот, находит пространство для маневра, чтобы собраться, привести себя в порядок и разобраться, что же происходит с его жизнью. «Заповедник» – новый фильм Анны Матисон, автора «После тебя», одной из наиболее недооцененных отечественных картин последних лет (наверное, главная и лучшая роль Безрукова). Солнечная и ироничная комедия, которую без особых восторгов приняли на Кинотавре (свойство фестиваля этого года – восторгаться плохим кино и обругивать небезынтересное).
Щелкунчик и четыре королевства (8 декабря)
С трудом верится, что когда-нибудь кто-то поднимет каноническую историю про кольщика орехов до уровня хотя бы самоокупаемости – «Четыре королевства» в родных Штатах с треском провалились. Кажется, нечего делать с этим сюжетом, но находятся потенции экспериментировать. Сразу стоит сказать – у Кончаловского было бодрее и изобретательнее. Дисней продолжает ткать однообразные полотна доброго и вечного, отвечая на повестку дня разнообразным расовым представительством на экране – Щелкунчик нынче афроамериканец. Проект многострадальный, превышенность бюджета обусловлена пересъемками. В титрах режиссерами указаны сразу Ласе Хальстрем (который эти самые пересъемки провести не смог) и Джо Джонстон. Дизайн персонажей и многообразие встречных юной Кларе напоминает скорее старую-добрую советско-американскую «Синюю птицу» Кьюкора, чем новое прочтение истории даже в отношении дизайна. В остальном все просто: Клара должна пересечь страны Снегов, Цветов, Сладостей, чтобы истребить мышиного короля.
Хрусталь (13 декабря)
Спонсированная журналом Vice (что по своему – знак качества) драма, первая за долгие годы картина, отправленная от Белоруссии на Оскар. Прецедент значимый, пусть и сам по себе это – результат энтузиазма режиссера Дарьи Жук, учившейся в Штатах у Хэла Хартли. Влияние ментора американского независимого кино девяностых чувствуется. «Хрусталь» – заземленная бытом девяностых (спасибо художнику-постановщику) история о девушке, которая в бланке на американскую визу вписывает не тот телефонный номер (бумага с работы была куплена на рынке и заверена локальным заводом по производству хрусталя). И теперь она вынуждена ехать в поселок Хрустальный, в квартиру, в которой и должен раздаться звонок из посольства. Примечательна игра Алины Насибуллиной (супруги репера Хаски), это один из лучших женских русскоязычных перфомансов в году.
Аквамен (13 декабря)
Судьба «Аквамена» определит вектор развития кино-вселенной DC на ближайшие годы. Распрощаются ли с героями в исполнении тех актеров, которые знакомы нам по «Лиге справедливости». Будет ли изменен канон. Одно понятно – Чудо-женщина с нами надолго. Возможно чудо и здесь, картина с Галь Гадот обрела несомненный кассовый и критический успех в схожей ситуации, когда это было очень нужно студии братьев Уорнер. Трекинг на первый уик-энд внушает оптимизм. Как и отзывы зрителей, уже его посмотревших. Мол, зрелище развлекательное, легкое, красочное (подводный мир отмечают чаще всего). Возможно, подобная сказочная история про бастарда, полукровку, который должен заявить свои претензии на трон, чтобы остановить злодеяния своего брата, – как раз то, что нужно под Новый год. Или нет. В любом случае, за метаморфозами в стане DC наблюдать всегда интересно, учитывая, что студия все еще приглашает для съемок комиксов авторов, а не ремесленников.
Гринч (13 декабря)
Старая история на новый лад. Без Джима Керри, но с рисованной мультяшкой, говорящей голосом Бенедикта Камбербетча. Большой хит в штатах. Впрочем, не у критиков.
Бамблби (13 декабря)
Последняя надежда Парамаунтов на то, что доить франшизу про говорящие автомобили хоть сколько-то возможно. Спин-офф про немую желтую пчелу может похвастаться тем, что Уолберга сменили на Джона Сину (вспоминая “Здравствуй папа, новый год”, замена кажется ироничной) да, в общем-то, все. Заправляет всем этим действом режиссер мультфильма “Кубо”, что вселяет оптимизм. Но пресса пока фильм не видела. Потому даже какие-то суждения делать рано.
Любовь и прочий зоопарк (27 декабря)
Гаспар едет на свадьбу, влюбляется, уезжает. Простые истины о семейных ценностях и необходимости сбросить с себя медвежью шкуру. Французский арт-мейнстрим без претензий.